магия

Прорыв толпы

Итак, толпа полностью отдается ощущению собственного роста (читай — роста собственного значения). Она не имеет ясного представления, насколько большой она хотела бы стать. Толпа голодает — каждую секунду ей хотелось бы поглощать по человеку. Она не привязана ни к какому заранее известному объему, которое ей требовалось бы заполнить.

Закрытая толпа со временем становится организацией, приобретая все атрибуты последней. Пример — церковь. Верующий искренне возмутится, если ему сказать, что он пришел в храм не ради обряда, а ради того, чтобы ощутить чувство локтя. Смысл церковных церемоний и правил заключается в удержания массы: лучше надежная церковь, полная верующих, чем окружающий ненадежный мир.

Равномерность посещения церкви, привычное и неизменное повторение определенных ритуалов обеспечивали массе своего рода массовые переживания, только введенные в некие рамки. Исполнение этих обрядов в строго определенное время заменяет потребность в чем-то более сложном — и, заметим, более страшном, опасном.

Иногда закрытая толпа чувствует необходимость вернуться в свое прежнее открытое состояние, и тогда помещение, определенное место, которое она заполняла, становится обузой. И звучат проповеди под открытым небом, и толпы людей движутся ради одним им известной цели. Пример этого — крестовые походы, когда массы верующих, стремясь вырваться из душной атмосферы средневековых городов, совершили невероятное : покорили Восток.

Это прорыв — переход толпы открытой в толпу закрытую. Последняя распространяется насколько возможно широко и получает полную свободу действий.

Современную форму прорыва толпа освоила в период Великой французской революции. История последних полутора веков изобилует подобными примерами: их частота росла с геометрической прогрессией. Цели толпы перестали быть религиозными (или кажущеся религиозными) и приблизились к биологическим истокам человеческой психики. Толпе уже мало религиозных обещаний: ей хочется самой ощутить в себе великое чувство животной силы, способность к ярким переживаниям. Мировые войны и тоталитарные режимы — самый крайний пример толпе, осуществившей прорыв.

Человеческую массу, движущуюся к прорыву, можно разогнать дубинками и водометами, но это лишь сильнее сплотит ее. Любое внешнее насильственное воздействие обостряет чувство единства, присущее толпе. Разрушить такую толпу можно только изнутри, исподволь подтачив ая ее у стои, обращаясь к индивидуальным потребностям ее членов, развращая их, прививая им элитарный взгляд на остальных участников действа.

Читать далее:    Мировые религии — практика управления толпой