Фен-шуй

Конфуции

Как никто другой, Конфуций (ок . 551—479 до н. э.) оказал огромное влияние на становление мировоззрения китайцев. Благодаря Конфуцию картина мироздания, которая была до тех пор магической, для китайцев приобрела этическую окрас ку . Его основной принцип звучал так: Если властелин ведет себя как настоящий властелин, отец — как настоящий отец, сын — как настоящий сын, то все будет хорошо. Конфуций хотел, чтобы государство было большой семьей с иерархиче ским устройством. В соответствии с этим, обществом не долж ны были управлять произвол или военная сила, им должны управлять просвещенные чиновники. Последние должны были обладать пятькгбсновополагающими добродетелями, к кото рым Конфуций относил человеколюбие (жэнь ), преданность и почтительность (сяо ), чувство долга (и), взаимность (синь) и ритуал, культурное поведение {пи). Эти добродетели не яв ляются врожденными, их нужно воспитать.

Учение Конфуция на протяжении веков толковалось его последователями все строже и строже. Можно было бы сказать: оно основывалось на морали, ритуалах и социальном порядке. В своей строгости конфуцианцы напоминают пуритан. Сам же Конфуций, как утверждает предание, любил поесть, выпить, любил женщин. С ним случилось то же, что и со многими другими философами, чьи учения на протяжении веков все больше искажались и в конце концов становились чуть ли не человеконенавистническими.

В этой связи представляет интерес тот факт, что энергия ци у сторонников конфуцианства хотя и играет большую роль (как дающая жизнь), но они чувствуют за ней другую, гораздо большую силу. В качестве наиглавнейшего принципа конфу цианцы почитают так называемое ли, что можно истолковать как сакральный ритуал. И из него вышло все — в том числе и энергия ци. Над этим потешался знаменитый даосский мыс литель Чжуан-цзы , когда-то написавший, что Конфуций при нимает сук дерева за его корень.

Читать далее: Лао-цзы