Фен-шуй

Исторические корни различных школ фен-шуй

Прежде чем углубиться в теоретическую часть, мы представим вам два важнейших принципа фен-шуй, воплощенных в шко ле форм (ландшафтная школа) и компасной школе. Они пона чалу развивались независимо друг от друга и были объединены лишь в конце XIX века. Для того; чтобы понять духовные основы учения, мы представим вам трех философов и основате лей религий, чьи мысли оказали значительное влияние на людей в Срединном царстве и тем самым повлияли также и на развитие фен-шуй.

Из ранней истории Китая мы знаем, что его первые жители селились на юге и севере страны, где, конечно, были совершен но разные условия для жизни. На севере была почти плоская равнина, бедная и холодная. Для юга характерными были пре красные холмы и извилистые реки.

В числе самых богатых и часто воспевавшихся китайскими поэтами ландшафтов были ландшафты провинции Гуанси . Здесь в IX веке жил ученый Ян Юнь-Сун . Он систематизировал формальную школу и назвал ее Син-ши , что можно перевес ти как учение об оформлении и расположении. Другим, более распространенным названием этой школы форм было и осталось название Гуанси , происходящее от названия провинции, где она и возникла,

Ян Юнь-Сун написал много классических произведений, в которых дал определенным формам гор и изгибам рек назва ния, употребляющиеся в фен-шуй и сейчас.

Ученый жил во времена, изобиловавшие войнами. Самым удивительным в его теориях было; то, что они отличались от классических, которые использовались при строительстве укреп ленных городов или поселений. Тысячи лет до него люди строи ли свои крепости и города на вершинах холмов, чтобы было легче всего защищаться от врагов. Но Ян Юнь-Сун считал, что лучшим местом для расположения города является южный склон холма, где город лучше всего освещен солнцем и защищен от ветра, хотя защищать такой город от нападений трудно. Создается впечатление, что Ян Юнь-Сун создавал свои теории скорее для мирного времени.

Итак, в то время как школа форм (ландшафтная школа) занималась привязкой строений к ландшафту, ученые компас ной школы пошли другим путем.

Почти через 160 лет после Ян Юнъ-Суна другой известный ученый Ван Ци указал новое направление в фен-шуй. Ван Ци был сторонником компасной школы. Родом он был с севера, из провинции Фуцзянь , поэтому новое направление фен-шуй стало называться школой Фуцзянь . Другое ее название больше связано с ее методикой — Фан-вэй . При близительный перевод звучит так: школа направлений и по зиций. С сегодняшней точки зрения мы, наверное, могли бы сказать, что Ван Ци воспринимал формальную школу просто как ненаучную.

У него же зачастую трезвый и деловой метод рассмотрения, характерный для школы форм, постоянно ориентировавшейся на видимые признаки, уступал место скорее мистической точке зрения. В этот период (около 960 н. э.), когда началось правление династии Сун , мы и находим корни восьми триграмм и гуа.

Конечно же, компасный метод лучше подходил к доста точно однотипному ландшафту севера, тогда как школа форм больше отвечала разнообразной природе юга Китая. Следует сказать, что на протяжении многих веков мастера различных школ не отличались терпимостью. Каждый хвалил только свою школу как единственно приносящую благо. Лишь около ста лет тому назад мастера разных направлений немного сблизились. И конечно, сегодня хорошо подготовленные консультанты по фен-шуй используют в своей работе оба метода.

Читать далее: Современные школы фен-шуй