мир магии

Астрономические знания в Киевской Руси

О том, какими астрономическими сведениями (в отличие от астрологии, упоминания о которой перечислены выше) обладала Киевская Русь, судить можно лишь на основании сохранившихся текстов. Все это — переводы с греческого языка на церковнославянский; часть их представляет собой статьи в составе сборников. В ряде случаев русские редакции известны лишь начиная с XV века, так что не всегда можно утверждать, что тексты, которые были известны в Болгарии и Сербии, знали и в Киевской Руси.

Эти тексты давали представление отнюдь не о высших достижениях Византии в области астрономии, а скорее об образцах народной космологии поздней Античности и о святоотеческих комментариях к Библии. Выдержки из них формировали у православных восточных славян представление о мироздании. Особенно широкое хождение они имели в составе сборников и Азбуковников вплоть до XVII века, но продолжали бытовать в рукописях, преимущественно старообрядческих, и в XX столетии. Вот эти тексты: Изборник 1073 года (первый сборник, написанный для князя Святослава и составленный на основе болгарского сборника начала X века, куда вошли сочинения греческих отцов церкви, в основном Анастасия Синаита, Василия Великого и Григория Нисского; кстати, в Изборнике есть первое и для значительного периода единственное сохранившееся изображение знаков зодиака); Толковая Палея (комментарий к библейской истории), которая восходит, по-видимому, к XII или XIII веку; славянская книга Еноха (впервые переведена в X или XI веке; более пространные русские версии появляются начиная с XV века; ее греческий оригинал утрачен, но он, очевидно, отличался от коптской и древнееврейской книг Ено-ха); Шестоднев (комментарий на шесть дней творения) Иоанна Экзарха Болгарского, написанный примерно в 915 году и в значительной степени основанный на одноименном сочинении Василия Великого (дошедшие до нас рукописи, содержащие русские редакции, датируются не ранее XV века); отрывки из Изложения православной веры Иоанна Дамаскина (VIII век) в переводе того же Иоанна Экзарха; Шестодневы Севериана Гевальского и Георгия Писиды; Христианская топография Козьмы Индикоплова; всевозможные элементарные сочинения энциклопедического характера в диалогической форме, такие как Беседы трех святителей или же Луцидариус (латинского происхождения).

Знаки зодиака в Изборнике Святослава, XI в.

Читать далее: Астрологические тексты