мир магии

Травы и корни

Особенности использования тех или иных трав подробно описаны в других главах этой книги; в частности, в главе 2.6 говорится об особом значении дня Ивана Купалы (Иванова дня) для сбора чародейских трав (обычно их двенадцать; для Западной Европы более характерно число 7 или 9); в главе 7.5.8 рассказано о применении растений при поиске кладов. Использованию растений в гаданиях посвящены главы 4 и 5.2.3. Значение находки зелий и кореньев в качестве улики в судебно-следственных делах рассматривается в главе 16.

Мандрагора (мужская). Миниатюра из русской рукописи Благопрохладного вертограда 1534 г. (Центральная науч. библиотека Харьковского Национального университета им. В.Н. Каразина, № 159, л. 298). Фотография предоставлена Б.Н. Морозовым

Немецкий оригинал миниатюры (Hortus sanitatis, Lubek, 1492)

В России, как и повсюду, многие растения наделялись символическим, религиозным или магическим значением. В многочисленных апокрифических легендах о крестном древе обычно упоминаются кедр, кипарис и олива (в славянских версиях третье древо обычно певга — хвойное: сосна, пихта). Старообрядцы считали чужеземные растения дьявольскими. Например, картофель они Называли чертовым, антихристовым, антиевым или содомским яблоком; якобы он вырос из ануса или гениталий некоего восточного чародея или из тела дочери царя Ирода, вступившей в половую связь с собакой (женщина и собака были убиты, после чего из трупа собаки вырос картофель а из трупа женщины — табак). Не менее сатанинскими считались дважды проклятый чай и трижды проклятый кофе, которые, по исторически неоправданным утверждениям старообрядцев, были осуждены на семи Вселенских соборах.

Мандрагора (женская). Миниатюра из русской рукописи Благопрохладного вертограда 1534 г. (л. 300). Фотография предоставлена Б.Н. Морозовым

Немецкий оригинал миниатюры (Hortus sanitatis, Lubek, 1492)

Чародейские травы и коренья (которые могли зашивать в воротник или прикреплять к нательному кресту), безусловно, являлись неотъемлемой принадлежностью колдуна или знахаря; обладание ими часто служило свидетельством против обвиняемых в колдовстве в XVII—XVIII веках. В письменных текстах употребляются слова корень или трава; они неконкретны и могут обозначать растение любого вида. Естественно, что слово корень, так же как и зелье (трава; лекарственное или магическое средство; яд; порох), может означать просто магическое или лекарственное средство: В.И. Даль упоминает приворотное зелье, приворотные и отворотные корешки в качестве волшебных трав, предлагаемых деревенскими целителями для того, чтобы возбудить или, наоборот, подавить любовное чувство; он приводит также пословицы типа от старости зелье — могила.

Очень часто бывает трудно соотнести названия волшебных или чародейских лекарственных трав, которые встречаются в народных верованиях или сказках, с определенными реальными растениями, хотя В.И. Даль и А.Н. Афанасьев предпринимали такие попытки. Названия растений и их свойства в фольклорных и рукописных текстах нередко могут переходить с одного на другое, путаться, подвергаться местному варьированию. Как во времена классической древности, так и в различных европейских традициях растения следовало собирать в определенное время (обычно на рассвете Иванова дня) или особым способом, например без использования железных предметов или только с помощью золотых или серебряных орудий. Иногда в травниках упоминаются специальные молитвы или заговоры, например: Господи благослови. И ты, Мать-сыра-земля, благослови эту траву рвать... Аминь (слова следует произнести трижды). В другом заговоре, опубликованном А.Н. Пы-пиным в 1862 году с указанием на бытование текста в то время, говорится: Святый Адам насиня (семена) дава, а Господь сияв, а Мати Божа поливала, та всим православным на помиг давала. Заговор произносили, стоя спиной к растению, предварительно осенив себя крестом и трижды сплюнув на землю, иначе сорванная трава не будет иметь целебной силы.

* * *

Далее приводится выборочный список названий растений и их магических свойств, составленный на основе ряда источников. Русская народная медицина была по преимуществу травной, и, как и повсюду, целитель и пациент часто не делали различий между реальными лекарственными свойствами растений и магическими свойствами, которые им приписывались. Деревенский знахарь XIX века гордился тем, что ему были известны девяносто девять или семьдесят семь трав и кореньев, из которых он обязательно должен был держать дома двенадцать. Сами эти числа имеют магическое значение. Перечень растений может быть значительно расширен за счет многочисленных сохранившихся травников (рукописных книг, посвященных народной медицине;

некоторые из них опубликованы), но значительную часть матери-ала нельзя истолковать как имеющую бесспорно магический характер. Растения, обладающие только лекарственными свойствами и служащие для исцеления определенных физических недугов здесь не описываются.

Адамова голова. В.И. Даль идентифицирует это растение (не отмечая его магические свойства) как мандрагору или черный осот Centaurea scabiosa. Считалось, что чародеи собирают его на праздник Ивана Купала и тайно хранят до Великого четверга. Охотники, получившие траву у чародея в Великий четверг, окуривали ею снаряжение, которое использовали для ловли уток. Эту траву, являвшуюся своеобразным царем трав, следовало собирать с крестом и молитвой; человек, испорченный заклинанием, или бесплодная женщина могли получить исцеление, выпив настой из нее. Окропив траву святой водой и подержав ее на церковном престоле сорок дней, владелец получал возможность распознавать злых духов и колдунов. В течение трех дней она исцеляла раны. На Украине верили, что Адамова голова способна привлекать дары и облегчать роды.

Адриан и Мария — см. Иван-да-Марья.

Артамон. Артамонов день, 12 сентября, считался змеиным праздником. Растение, названное в честь святого, защищало от злых духов.

Архангел, Архарику Архалим, (Царь-)Архилин, Архитон, Царь-сил, Царь-симтарим (различные местные названия). В.И. Даль говорит об архилине как о сказочной траве. В травниках XVII—XVIII веков говорится, что она растет из ребер трупа (или корня, имеющего форму человеческого тела, — ср. с мандрагорой), а собирать ее нужно на Иванов день при помощи золотой или серебряной монеты. Кто носит эту траву при себе, тому не страшны ни дьявол, ни колдун, ни злодей; он будет удачлив в суде, и все будут его любить Если пить ее в молоке, исцелишься от бесплодия и будешь сохранен от порчи. См. также симтарина (ниже).

Ацароша голова (т.е. Адамова голова; часть названия травы пере-дана тарабарской грамотой. — Ред.). Эту траву следовало собирать с крестом, триста раз повторив при этом слова молитвы Иисусовой (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго). Настой травы защищал от вредоносной магии (порчи) и помогал женшинам в родах. Тот, кто хотел научиться распознавать дьявола или еретика (т.е. колдуна), должен был намочить траву в воде и оставить ее на сорок дней на церковном престоле, после чего получал способность видеть воздушных и водяных демонов.

Бузина. По поверьям, дорожная трость из бузины охраняла путника от хищных зверей и лихих людей. В связи с этим предлагалось совершить экстравагантный ритуал: накануне дня Всех Святых срезать бузинную палку нужного размера, с нижнего конца выдолбить мягкую сердцевину и вложить внутрь волчьи глаза, языки трех зеленых ящериц, сердце собаки и три ласточкиных сердца, предварительно истолченные в порошок и смешанные с порошком железняка. Затем приделать к палке железный наконечник и использовать ее в качестве дорожного посоха.

Вишь. В деле о колдовстве 1628 года это название фигурирует как синоним названия стрекилъ.

Галган. Настоянное в вине, это растение якобы защищало от порчи и сглаза. Возможно, это то же самое, что и трава галбел, о которой травник XVIII века сообщает: если держать ее (или крапиву) в руке, защищен будешь от нахожения своих врагов и одоления от них, ни паки того человека ворожба ни колдование не имет. Если женщина будет держать эту траву под языком, это предохранит ее от зачатия.

Голубец. Человеку, который выпил настой этой травы, не опасны медведи. Голубец трудно идентифицировать, поскольку многие растения с голубыми цветками, и по крайней мере один вид грибов, носят такое название в разных говорах.

Горох. Полагали, что если убить весной змею, разрезать ей жи-Вот, положить внутрь три горошины и затем зарыть змею в землю, То вырастет цветок; его нужно сорвать в полдень или в полночь, закатать в воск и положить в рот; тогда можно будет узнавать, что у кого на уме.

Девясил. Этимология названия, очевидно, связана со словами девять и сила (ср. нем. Neunkrafi). Это название приводит М. Забы-лин. В.И. Даль идентифицирует девясил как лекарственное растение Inula Helenium (Elecampane ), известное со времен античности и приводит различные способы его употребления; по его мнению название девясил является искаженным дивосил, происходящим от слов диво (чудо) и сила. Однако диалектные варианты и одноко-ренные слова из других славянских языков эту версию не подтверждают и скорее указывают на общеславянский корень, связанный с универсальным магическим числом 9. В XVI веке М. Ридли упоминает это растение в качестве лекарственного и соотносит его с Enula сатрапа (согласно долиннеевской классификации). Девясил собирали накануне Иванова дня, высушивали и измельчали вместе с ладаном; помещали в ладанку и носили на теле, не снимая, девять дней, после чего тайно зашивали в платье полюбившейся особе как приворотное средство. По крестьянским поверьям, девясил заключает в себе девять сил. В словаре Приамурья находим девятильник (Tanacetum boreale), исцеляющий от девяти болезней. Вопрос, было ли это название обусловлено поверьем или наоборот, остается открытым.

Дягиль, дягель (angelica). Это растение давно и широко известно в Северной Европе. Полагали, что дягиль крайне полезен в моменты опасности, например для того, чтобы придать коню резвость. Этим свойством обладают также растения Иван-да-Ма-рья и ятрышник, или кукушкины слезы (по В.И. Далю — Orchis). Даль прибавляет, что это растение используют девушки, которые хотят завязать знакомство; его следует добавлять лошади в овес, предварительно измельчив. Кроме того, ноги и брюхо лошади нужно смазать оленьим жиром, а на шею ей привесить два волчьих зуба.

Ерек. Согласно поверьям, растет возле небольших речушек в глухих местах. Его цветы— голубец с киноварью. Растение следовало положить под церковный большой угол на три дня, а затем зашить в шапку, говоря при этом: Как сия трава под церковным углом лежала и никто не видел, тако б и меня, раба божия (имярек), никто не видел и не слышал на всяком деле в день и в нощь. Эти слова следовало произносить на рассвете в течение трех дней.

Зоря, иначе любисток. Согласно статье в словаре В.И. Даля, это растение Ligusticum levisticum, или Levisticum officinalis, любиста, любим. Защищает от лихорадки и русалок, которые могут защекотать до смерти.

Ибрагим. Приворотный корень. Положив его за зеркало, женщина, глядя на свое отражение, приговаривала: Как смотрюсь в зеркало, да не насмотрюсь, так ты (такой-то) на меня не насмотрелся б. Название, возможно, представляет собой искаженное под влиянием распространенного мусульманского имени обратим, о котором речь пойдет далее.

Иван-да-Марья, также называемая Адриан и Мария, Иаким и Мария, трава Иван. М.Д. Торен соотносит ее с Melampyrum nemorosum. Знахари использовали эту траву для восстановления семейного согласия и для излечения некоторых болезней. Ее тоже следовало собирать на Ивана Купала перед восходом солнца; положенная по четырем углам дома, она предохраняла жилище от воров. В.И. Даль приводит только название Иван-трава и ряд возможных соответствий, но не упоминает каких-либо магических свойств.

Иова-дружба. Чудесное растение, которое, подобно разрыв-траве, способно отмыкать замки и засовы. На воровском жаргоне означает также отмычка.

Колюка. Широко распространенное название колючих растений. Траву колюку собирают чародеи в Петровский пост (с которым связываются окончание кукования кукушки и многочисленные сельскохозяйственные приметы) во время вечерней росы; сушат и хРанят в коровьих пузырях. Считалось, что ружье, окуренное этой травой, метко стреляет и его нельзя испортить никаким затвором . В.И. Даль (см. колоть) упоминает колюку просто как колючее растение, на что указывает и его название, и не делает по-Пьгток идентифицировать его; однако и он упоминает об окуривании ружей волшебным дымом растения. А. де Губернатис приводит другой вариант: стрела, погруженная в настой этой травы, бьет без промаха. По А.Н. Афанасьеву, колюка — это то же, что прострел-трава, одолень-трава, чертополох. М.Д. Торен приводит название колючник для обозначения Carlina Biebersteinii и как другое название чертополоха. Вероятно, это то же самое растение, что чертогон (или исполох), описанное де Губернатисом. Оно растет в лесу или возле леса, имеет колючки и цветет голубыми цветами; если положить его под подушку или использовать его настой для купания детей, оно исцеляет от испуга (переполоха) и отгоняет черта.

Кочедыжник. В Тверской области — название папоротника. По поверьям, это растение охраняла нечистая сила; в свою очередь, папоротник тоже мог служить оберегом от злых духов. Никогда не цветет (размножается спорами). И все же было поверье, что папоротник цветет, излучая при этом яркий свет, но очень кратковременно — только в ночь накануне Иванова дня. Более подробно о волшебных свойствах папоротника говорится в главе 7 (7.5.8) в связи с заговорами на отыскание кладов. Многие его свойства могут приписываться другим чародейским травам, таким как плакун-трава, разрыв-трава, перелет-трава. Папоротник также защищал от злых умыслов врагов.

Крапива. Считалась оберегом от ведьм и нечистой силы.

Купальница (обычное, просторечное название купава, купавка). Ботаническое название нескольких растений. Купальница растет около воды или в воде и наделяется волшебными свойствами по ассоциации с названием праздника Ивана Купала (день летнего солнцестояния) и глаголом купаться. Это растение в числе других собирали в канун Иванова дня и разбрасывали по полу в бане. Его стебель прямой как стрела; с каждой стороны по девять листьев четырех цветов: черного, зеленого, красного и синего. Сила его такова, что если собрать траву накануне Ивана Купала и носить с собой, привязав ее к золотой или серебряной монете, то тебе не страшен будет ни черт, ни враг; ты выиграешь в суде любое дело, царь и вельможи станут любить тебя. Корень купальницы, положенный в воду или хранящийся в воде, способствовал зачатию У бездетных женщин, а также отгонял злых духов. Вариант — Агра-фена-купальница; название связано с праздником св. Агриппины (Аграфены), 23 июня (по В.И. Далю, в этот день моются в банях й в реке, происходит общее купанье с песнями).

Купена (Polygonatum multiflorum, Соломонова печать). Девушки использовали ее для игры (или гадания) любит-не-любит. Добавленная в воду для умывания, трава способствовала белизне кожи; аналогичное использование растения известно также в Италии.

Любисток, см. зоря.

Молодило. Волшебный корень, обладающий противозачаточными свойствами; упомянут в судебном деле XVII века. Форма слова позволяет предположить, что это нечто, способствующее омоложению. В.И. Даль приводит слово молодило, Sedum acre, как синоним слову утробышень, не давая при этом комментариев. Поскольку слово утроба означает матку, возможно, это растение считалось абортивным средством. В.И. Даль (см. младой) также приводит слово молодика как возможный синоним к названию адалень (см. ниже одолень).

Неодолим-трава. Защищает скот от ведьм. Можно сравнить с одолень-травой, которую упоминает А.Н. Афанасьев как разновидность прострел-травы, колючки и чертополоха, — все они являются средствами для изгнания нечистой силы.

Нечуй-ветер (Hieraciumpilosella, по В.И. Далю). Растет по берегам рек и озер. Считалось, что тот, кто обладает этой травой, может останавливать бури, оберегать судно от потопления, а также ловить рыбу без невода. Собирать эту траву следовало в полночь накануне Нового года, когда нечистая сила, бродя по озерам и рекам, бросает в воду нечуй-ветер, чтобы усмирить бурю. Только слепые от рождения могут находить это растение — наступив на него, они чувствуют покалывание в глазах. Если они успеют схватить нечуй-ветер не руками, а ртом, вся сила травы перейдет к ним.

Обратим. Если женщина положит траву на зеркало, это привлечет любовь ее мужа. Возможно, это то же самое растение, что и Упомянутый выше ибрагим, названию которого народная этимология придала восточный оттенок. Трава под именем обратим и способ ее применения описаны в прискорбном и вызывающем сочувствие судебном деле 1635 года: в нем фигурирует женщина из окружения царицы, признавшаяся под пыткой, что получила ко-рень этого растения от ворожеи для того, чтобы вернуть любовь собственного мужа.

Одоленъ, адалень. Обычно под этим названием подразумевалось растение Nymphea, хотя в других славянских языках оно означает валериану. Возможно, встречающееся в рукописях название одан — всего лишь искажение названия одолены Трава одан использовалась как приворотное средство. Вероятно, ее имеет в виду В.И. Даль под именем одалень, что может означать одолей, Europhorbium. A.H. А-фанасьев говорит об одолене как о разновидности прострел-травы, колючки и чертополоха, обладающих способностью изгонять нечистую силу. По Н.Н. Виноградову, это противоядие; средство, благодаря которому скот не разбегается и с помощью которого можно убивать диких зверей и обращать врагов в друзей. Травники упо минают два растения с этим именем. Одно из них употреблялось как средство от порчи (корень следовало настоять в уксусе и давать пить больному). Цветок этого растения, закатанный в воск, носили при себе в качестве амулета, чтобы приобрести уважение, силу и власть над врагами. Собирать траву следовало, произнося в это время заговор, а также пронять ея сквозь воск или сквозь злато. Другое растение с тем же именем обладало способностью выводить яд снизу и сверху, исцелять зубную боль и завоевывать любовь недоброжелателей. Полагали еще, что одолень-трава оберегает путников в дальних странах.

Осина. Считалась проклятым деревом, потому что, по преданию, на ней удавился Иуда Искариот; отсюда другое название осины — иудино дерево. Поверья о горькой осине, очевидно, связаны с тем, что у ее древесины горький вкус. Считалось, что осина имеет силу против колдунов — из нее делали кол, которым пронзали тело мертвого колдуна (упыря), чтобы воспрепятствовать ему вставать из могилы.

Папоротник. С папоротником и его мифическим цветком связаны многочисленные народные поверья (см. кочедыжник). Более подробно о волшебных свойствах папоротника говорится в главе 7 (7.5.8) в связи с заговорами на отыскание кладов. См. также плакун-трава, разрыв-трава, перелет-трава.

Парамон. У этого растения черные волосы и желтая верхушка, растет оно возле болотных трясин. Выпитое с молоком, предохраняет от злых духов и болезней.

Перелет-трава. По В.И. Далю, ее ищут в ночь накануне Ива-лова дня для счастья и удачи. Даль идентифицирует это растение каК папоротник, однако после слова папоротник ставит знак вопроса.

Перенос (Eryngium). Считалось, что это растение помогает от укуса змеи и изгоняет нечистую силу (это свойство приписывалось также траве прострел, возможно Pulsatilla). H.H. Виноградов упоминает растение под названием перекос, которое по форме напоминает человека и обладает способностью наводить сон на змей и людей. Оно может быть вариантом названия перенос, возможно из-за неправильного прочтения слова переписчиком (начертания букв н и к в некоторых почерках очень схожи).

Петров крест (по В.И. Далю — Latharaea squammaria). Это растение оберегало от всех бед, а идущего на пир — от еретиков (колдунов) и внезапной смерти. Если кто несчастливо живет, советовали истолочь корень в порошок, закатать в воск от свечей, стоявших во время молебна перед образами Спасителя и Богоматери, и носить вместе с нательным крестом. Рыбаки привязывали Петров крест к нательным крестам в качестве оберега от сглаза.

Плакун-трава. В.И. Даль соотносит ее с четырьмя различными растениями. М.Д. Торен дает только одно соответствие — Lythrum salicaria. Согласно Голубиной книге (духовный стих, представляющий собой свод народной космологии), на плакун-траву упали слезы Божьей матери, оплакивавшей распятого Христа, потому она так и названа, всем травам мати. В одном из вариантов стиха говорится, что на Руси из корня плакун-травы делали кресты для оберега иноков, стариков и отроков. Как сообщает И.П. Сахаров, чародеи выкапывали корень плакун-травы на рассвете Иванова дня, не пользуясь никакими железными орудиями. Цветы и корень плакун-травы обладают свойством подчинять демонов, изгонять их из одержимых; знахари и кладоискатели использовали пла-кун-траву, чтобы отпугивать демонов, стороживших сокровища . Выкопав траву, чародей являлся с нею в церковь и Старался проникнуть в алтарь, держа в руке корень, обращенный на восток. В это время он произносил заговор, призывающий пла-кун-траву заставить плакать бесов и старых ведьм киевских. И.П. Сахаров указывает, что невозможно и упоминать об обряде, который следовал за произнесением этого заговора; по его словам, травники, занесенные в русскую землю из Белоруссии и Польши, говорят о многих обрядах над травою плакуном... противных христианской религии. Н.А. Маркевич отмечает, что плакун-трава считалась действенным средством против сглаза, колдунов, чертей и домовых. Она одной из первых упомянута в письменных источниках: в 1488 году новгородский епископ Геннадий в связи с ересью новгородцев сообщал епископу Нифонту о том, что некий священник дал крестьянину нательный крест с непристойным изображением, изготовленный из корня плакуна; что духовное лицо переворачивало иконы лицом к стене (последнее из другого источника). Это случайное свидетельство показывает, что многие проявления народных магических верований могут быть гораздо старше, чем наиболее ранние указания письменных источников.

Подорожник, или попутник (Plantago). Отгоняет змей, служит противоядием, а будучи сваренным с медом и порохом, исцеляет внутренние расстройства.

Подсолнечник. Это растение, сорванное в августе и завернутое вместе с волчьим зубом, следовало носить при себе на поясе, чтобы обеспечить доброе расположение всех людей и обезопасить себя от воров.

Полынь. Чрезвычайно распространенное чародейское средство. См. чернобыль.

Прикрыт. В.И. Даль (см. прикрывать) приводит слово прикрыт как название для разных видов аконита. Возможно, это слово родственно слову прикрый — терпкий на вкус, но под влиянием народной этимологии оно стало соотноситься с глаголом прикрыть — спрятать. Этим объясняется, почему на Украине данному растению приписывали свойство помогать против клеветнических наветов и чародейской порчи, направленных против невесты. В России его собирали с 15 августа по 1 октября, используя против свадебных наговоров: Когда невесту привезут из церкви в женихов дом, тогда знахарь забегает вперед, кладет траву прикрыт под порог. Невеста, предупрежденная наперед родными о действии знахаря, при входе в дом должна перепрыгнуть через порог. Если же она наступит на эту траву, тогда все нагово ры обрушиваются над невестиною головою; в противном же случае жестокое их действие обнаруживается над людьми, желавшими несчастия новобрачной чете.

Разрыв-трава (ср. нем. Springwurzel), другие названия — прыгун, скакун, спрыг-трава. Название объясняется или тем, как якобы раскрывается этот цветок, или приписываемыми ему свойствами (последнее, без сомнения, — результат симпатического расширения первого). Считалось, что это крайне редкая трава, известная только чародеям. Она способна разрушать металлы (известны также названия гремучая трава и железняк) и оковы, открывать замки; если бросить ее в кузницу, кузнец не сможет работать. Применялась эта трава в основном для отыскания кладов. Согласно В.И. Далю, под этим именем может подразумеваться растение Saxifraga или Impatiens (не-тронь-меня). Очевидно, с разрыв-травой связаны ключ-трава (возможно, это вариант описанного выше народного поверья, однако Даль идентифицирует ключ-траву — см. ключ — как Botrychium lunaria) и живая трава; последняя может смешиваться с разрыв- и ключ-травой, и в народных сказках говорится, что ее можно отыскать с помощью змеи, ежа, черного дятла (желны) или птицы ремеза. Все упомянутые травы, безусловно, высоко ценились ворами. В Толковом словаре (1882) В.И. Даля (см. спрыг-трава) говорится: Не так давно еще было судебное дело о спрыг-траве: отставной солдат предъявлял несколько испанских талеров XVII-гo века, добытых спрыгом, и этим выманивал деньги на добычу клада. В одной современной популярной книге о русских верованиях, касающихся природы, Утверждается, что разрыв-трава показывается только тем, кто уже обладает цветком папоротника и корнем плакун-травы.

Ревень (ревека). Считалось, что это растение на закате ревет или стонет. Поверье возникло скорее всего как результат народной этимологии (от глагола реветь), нежели как отголосок свойства, кото-Рое приписывается мандрагоре. Ревень способен воспламеняться и плыть против течения. Взявший кусочек ревеня в рот тоже получает способность плыть против течения. Если дать немного реве-ня человеку, которого сглазили, он укажет на того, кто его испор-Тил; под действием ревеня неверные жены назовут имена своих люобовников. Последнее поверье, возможно, связано с тем, что ревень был наиболее действенным слабительным, доступным в XVII—XVIII веках. Россия имела монополию на вывоз ревеня из Сибири, и он продавался в Европе по очень высоким ценам".

Ряска, раска, райская, рокия и т.д. Если дать ее женщине в 19-й 20-й или 25-й день месяца, она признается, с кем она была, о чем говорила, против кого замышляла зло.

Симтарина. М. Забылин указывает, что иначе она называется Царь-трава, имеет шесть листьев разных цветов, а брать вечером об Иванов день сквозь золотую гривну или серебряную, а под корнем той травы человек, и та трава выросла у него из ребер (это представление отражает поверье о мандрагоре. — Примеч. авт.). Возьми человека того, разрежь ему перси, вынь сердце; если кому дать сердца того, тот изгаснет по тебе. Если муж жены не любит, возьми голову его и поставь пред мужа, — только что увидит, будет любить пуще прежнего. Десная рука его — добро: если которая жена мужу неверна, или муж жене, стерши мизинным перстом, дай пить. См. также Архангел.

Сова. Страшное растение; наступив на него, человек может сойти с ума или собьется с пути. Сила растения такова, что, если положить его на след вора, это вынудит его вернуться.

Соломонидина ручка, Orepis latifolia. Согласно апокрифическим сказаниям, Соломонида (Соломония, Соломия) повивала новорожденного Иисуса. Траву, названную ее именем, использовали знахари для лечения импотенции, женских болезней, болей в груди и грыжи у детей.

Сон-трава. Обычно под этим названием выступает беладонна, но иногда и другие растения. П.П. Семенов-Тян-Шанский определил ее как Pulsatilla albana. Собирают сон-траву в мае с разными наговорами и обрядами (какими именно, И.П. Сахаров не уточняет). Собранная чародеем с утреннею росою и опущенная в холодную воду, она вынимается при полнолунии и начинает шевелиться. В это время поселянки кладут сон-траву под подушку и засыпают со страхом и надеждами. Если быть счастию, тогда в сонных видениях представляется молодая девушка или молодой мужчина; если же быть беде, тогда является смерть.

Стрекилъ. Упоминается как волшебная трава в материалах процесса о колдовстве, состоявшегося в Великих Луках в 1628 году. крестьянская женка Катеринка обвинялась в том, что хотела вызвать выкидыш у своей хозяйки, беременной жены князя Федора Елецкого. Названное растение было одним из подозрительных предметов, найденных в ее доме. В.И. Даль приводит слово стрекилъ как псковское диалектное название бодяги, водного растения Spongia, или Bodigafluviatis. Употреблялась бодяга как лекарство от золотухи (при этом В.И. Даль, медик по профессии, отмечает, что растение это вредно). Женщины и девушки использовали бодягу для наведения румянца — красные щеки ценились (манера румяниться и белиться вызывала пренебрежительные отзывы иностранных путешественников). Катеринка клялась, что использовала траву стрекилъ именно для таких целей, но ей не поверили.

Тирлич, или тырлыч. Собирали накануне Иванова дня на Лысой горе в Киеве, куда слетаются на шабаш ведьмы. Только тот может иметь тырлыч, кто прежде добыл плакун. Из тирлича выжимают сок, которым оборотни натирают подмышки при волшебных превращениях. В.И. Даль определяет это растение как Gentiana amarella и добавляет, что тирлич да жабья костка смиряют гнев властей. Он также дает это слово в качестве синонима к слову бадья (растение Typha)m. A.H. Афанасьев приводит верование, будто корень тирлича способен сделать человека оборотнем и дает ему возможность летать. Ведьмы натирались под мышками и под коленями соком тирлича именно для того, чтобы вылететь через печную трубу. М. Фасмер определяет этимологию слова тирлич как неясную, но, учитывая связь с шабашем ведьм и притиранием, дающим способность летать, можно предположить западное его происхождение; ассоциация с оборотнями указывает на связь с нем. Tier — зверь.

Хвалиха. У этого растения четыре цветка: красный, черный, зеленый и голубой, на каждой стороне по десять листьев. Использовалось для защиты на суде.

Чернобыль, или полынь (Artemisia vulgaris), служит в качестве оберега от ведьм, русалок и лихорадки. Из собранных накануне Иванова дня растений плели венок (обычай известен также в сред. невековой Европе); если посмотреть через него на купальский ко стер, на целый год обезопасишь себя от головной боли и болезни глаз. Коровы, которых обмыли настоем этой травы, давали боль ше молока. В Белоруссии чернобыль служил оберегом от черта и молнии. Со времен Плиния повсеместно существовало представление, будто тот, кто съест мясо змеи, обретет способность понимать язык животных и растений. А лишится человек этого чудесного дара в том случае, если съест полынь или выпьет ее настой. Поверье об этом важнейшем свойстве полыни было распространено в России, на Украине и в Белоруссии. Магическая сила полыни была столь велика, что одно лишь упоминание ее названия могло свести на нет чары, наложенные царицей змей. Рогович (на которого ссылается А. де Губернатис) приводит рассказ из Старо-дуба: девушка, собирая грибы, попала в пещеру со змеями; змеиная царица наделила ее даром понимать язык растений и знанием об их свойствах при одном условии — никогда не произносить слово чернобыль (полынь). Однажды девушка нечаянно произнесла это слово и тут же утратила свой дар. М. Забылин приводит вариант названия растения — чернобыльник. Если нарвать чернобыльника в конце августа или в первых числах сентября, зашить в шкуру молодого зайца и носить в виде подвязки, можно обогнать самую быструю лошадь. Под корнями растения можно найти уголек, который следует носить в качестве амулета на счастье и удачу. Поверье о том, что растение Artemisia способно охранять от колдовства, известно и на Западе: оно упоминается, например, в записной книжке Wolfsthurn XV века.

Чертополох. А.Н. Афанасьев и В.И. Даль считают, что этим именем названы разновидности растений Carduus и Cirsium. B.A. Меркулова добавляет сюда название Arctium и приводит альтернативный вариант, бытующий на Русском Севере и в Сибири, — слово шишобар (? победитель черта). По утверждению М.Д. Торен, это то же самое, что царь-трава. Чертополох отгоняет нечистую силу и ведьм, защищает домашний скот, исцеляет болезни. Чтобы изгнать злого духа из больного эпилепсией, нужно очертить вокруг него круг, а затем нещадно бить припадочного чертополохом (а это очень колючая трава). В Приамурье это растение связывают с Bidens tripartita и считают его лекарством от золотухи и детской бессонницы. В сборнике Л.Н. Майкова приводится заговор от червей у домашнего скота: Мордвин, мордвин, ты царь трава чертополох, выведи червей (у такой-то скотины и там-то). Если ты не выведешь, я твой корень выведу. Следовало ходить к чертополоху по три утренних и по три вечерних зари и произносить этот заговор, оборотясь на восток.

Чеснок, как и в других местах Европы, считался оберегом от злых духов и враждебных ведьм. В Белоруссии женщины носили при себе чеснок, чтобы защитить от сглаза свою семейную жизнь. Для защиты в суде на грудь с правой стороны привязывали полотенцем язык черной змеи и три зубчика чеснока. Ричард Джеймс, посетивший Россию в 1618—1619 годах, записал в своем словаре: Однозубка, головка чеснока без зубцов, которую они используют для особого колдовства.

С колдовскими практиками могут быть связаны также многие другие растения. Так, можжевельник и татарник, собранные в Великий четверг, заткнутые под матицу или сожженные в печи, охраняли дом от колдунов. Венки из березовых веток использовали на Троицу для девичьих гаданий о замужестве, а духовской травой (травами, оставленными в церкви на праздник Троицы — Духов день) окуривали скот во время падежа. Колдун мог завязать в узел любую траву или злаковое растение с целью вредоносной магии (так называемый залом, или закрута, — см. с. XX). При другом способе ворожбы использовалось зерно: требовалось отыскать колос с двенадцатью остинками, сохранить его до следующего года и при весеннем севе первыми бросить в землю зерна из этого колоса — это должно было обеспечить хороший урожай. Для лечения народные целители (знахари) использовали такой способ: поджигали девять веточек, взятых с разбитого молнией дерева, а затем тУшили их, обрызгивая водой изо рта, так чтобы брызги с веток попадали на больного. В одном списке травника XVII века, называемого Прохладный вертоград, описан способ установления Девственности: листья конского щавеля поджигали рядом с девицей — если она бледнела, значит, невинность потеряна. Можно только гадать, сколько девственниц смогли пройти это испытание без ущерба для собственной репутации.

Читать далее: Пища