Фен-шуй

Рождение инь и ян

Согласно китайской философии, инь и ян являются первыми доступными проявлениями универсальной силы, проистека ющей из праэнергии У-ци (Великая Пустота). Эту праэнергию мы должны понимать как всеобъемлющее неструктурирован ное единство, в котором содержался потенциал всех возможностей.

1.       Изображается праэнергия в виде пустого закрытого круга, который символизирует неоплодотворенное яйцо.

2.       Когда яйцо оплодотворяется, происходит его трансформация, возникает жизнь. Неограниченное единство пустого круга начинает дифференцироваться и приобретать форму (здесь — круг с точкой в центре).

3.       Теперь два различных потенциала растут до тех пор, пока весь круг будет заполнен их силовыми полями. В этой ран ней стадии развития еще нет движения, потенциалы скорее сравнимы с магнитным полем, силы которого полностью уравнивают и поддерживают друг друга. В древних источ -

пиках это состояние отображается в виде круга, разделенного на две половины. 4. Далее развитие полярных сил продолжается. В одном месте вперед продвигается ян, а инь отступает, в другом же — инь усиливает свою энергию, а ян уменьшается. Перетекающие друг в друга силы инь и ян сохраняют определенное равновесие. Внутри каждой из этих сил находится зародыш противоположной силы. Благодаря борьбе этих сил возник ло движение, порождающее десять тысяч вещей, как говорил Лао-цзы , в том числе и жизнь. Инь и ян зависят друг от друга, одно не может существовать без другого: свет без темноты, день без ночи, жизнь без смер ти, мужчина без женщины. Все явления материального и не материального мира являются продуктом взаимодействия инь и ян. Но ни одно из них не воплощает в себе только инь или только ян: инь обязательно несет в себе начало ян, г ян — на чало инь. Эта мысль выражена в классическом символе — мо наде инь-ян, где на белом ян находим черную точку инь и наоборот.

Главной целью фен-шуй является достижение равновесия, гармонии инь и ян. Это равновесие называют Дао, что означа ет путь. Человек может идти по этому пути достижения гармонии благодаря своим сознательным действиям (или без действию), в нужное время в соответствии с законами Неба (ян) и Земли (инь) — силовыми полями, между которыми он находится.

На двух типичных примерах разъясним, как в любой противоположности всегда существует единство целого:

1.       Слово фармакон греческого происхождения. Оно имеет двойное значение, первое — яд, другое — лекарство. Из практики нам давно известно, что только от правильной дозировки зависит, будет средство лечить или убивать.

2.    И в английском языке мы знаем слово, объединяющее про тивоположности: слово without , буквально с без, хотя сегодня оно обозначает только без. Очень часто это с без, то есть without употребляют по отношению к распавшей ся любовной связи, в том числе и тогда, когда причиной этого была смерть. Даже если кто-то уходит (то ли в результате разрыва связи, то ли вообще из жизни), все равно часть его (или ее) остается с нами. Да, мы действительно without него или нее.

Мы также хотели бы поближе рассмотреть такой телесный феномен инь-ян, который ежедневно влияет на нас и уже на протяжении многих лет исследуется современной медициной. Потому что полярные понятия инь и ян можно перенести на современные данные по исследованию мозга.

Так, мы знаем, что левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое — левой. Поэтому левая сторона мозга управляется ян и отвечает за логику, чтение, письмо и счет, за аналитическое, линейное мышление. Правая сторона, на против, на протяжении многих лет рассматривалась медиками- исследователями скорее со снисхождением, потому что она отвечает за эмоции, образное восприятие, то есть за то, что не поддается научным измерениям. С помощью правого полуша рия мы понимаем музыку, узнаем узоры, переживаем эмоции. То есть это полушарие представляет ту часть, которую называют иррациональное.

Как известно, мы можем быть полностью человеком, если обе половины нашего мозга работают в согласии друг с другом. Физически это выражается в том, что между обоими полуша риями существует некая перемычка, corpus calosum , соеди няющая оба полушария. Что же будет, если инь и ян в нашем мозгу выйдут из равновесия, если разорвется перемычка меж ду полушариями? По этому поводу приведем цитату из произ ведения Торвальда Детлефсена и Рюдигера Дальке Болезнь как путь: В прошлом медики пытались лечить некоторые болезни, в том числе эпилепсию, хирургическим путем, рассе кая данную перемычку и тем самым прерывая все нервные каналы, связывающие оба полушария. Несмотря на серьезность подобного вмешательства, после операции не было отмечено каких-то заслуживающих внимания результатов. Таким обра зом было установлено, что оба полушария, очевидно, пред ставляют собой практически два довольно самостоятельных мозга, которые могут выполнять свою работу независимо друг от друга. Однако когда пациентов, у которых полушария были отсоединены друг от друга, подвергли более тщательным тес там, то оказалось, что оба полушария по своим свойствам и функциям очень четко отличаются друг от друга. Мы ведь знаем, что нервные пути перекрещиваются таким образом, что правая половина тела управляется левым полушарием, а левая половина — наоборот, правым полушарием. Если же пациен ту, подвергшемуся вышеназванной операции, завязать глаза и дать ему, например, штопор в левую руку, то он не может на звать этот предмет, то есть он не может найти соответствую щего названия для предмета, который он ощупывает, но ему нетрудно правильно применить данный предмет. Ситуация превращается в противоположную, если дать ему тот же предмет в правую руку: теперь он знает правильное название пред мета, но не знает, что с ним делать.

Как перемычка связывает правую и левую половину моз га, так и между дополняющими друг друга полюсами инь и ян находится середина и тем самым — истина. Китайцы постоян но искали связующее звено, путь, то есть Дао. Дао следует находить и в повседневной жизни, потому что оно отражается во всех наших эмоциях и действиях. Так, страх (инь) или храб рость (ян) являются проявлениями энергии, а середина в дан ном случае представляет собой разумное мужество!

Читать далее: Голова и живот