астрология времени

Цикл мировой эволюции

Закономерен вопрос, а что же является характерной чертой мифа времени в отличие от всей прочей литературы, написанной в жанре художественной эзотерики? На наш взгляд, это его естественная астрологизация ясно выраженная способность к соотнесению художественных образов и вымышленных событий с реальными циклами и взаимодействием планет, которая требуется для осмысления шифра, скрытого между строк сакрального символизма. Широко известны попытки астрологического истолкования Библии; одна из них было предпринята Н.А.Морозовым в его Откровении в грозе и буре и других работах. Роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса Сто лет одиночества, который чрезвычайно легко пересказывается языком астрологии, не требует от читателя преодоления сопротивления времени, поскольку этот миф времени создан нашим современником. Сразу после своего выхода в свет он был назван витриной двух эпох, под которой подразумевались две истории человечества: от сотворения мира и от рождества Христова. Впрочем, не исключено что это витрина двух последних цивилизаций, первая из которых просуществовала до XIXV веков, и нынешней, возникшей в истории как Новое Время и потребовавшей для себя иной философской основы, которую создали Просвещение и немецкая классическая философия. Сто лет существования описанных в романе города (правильнее было бы называть его цивилизацией) Макондо и рода одиноких по фамилии Буэндиа, члены которого инициируют события и всегда оказываются в их эпицентре, дают представление о проблемах и закономерностях развития нынешнего человечества. По точному выражению одного из критиков, роман Маркеса тем и знаменателен, что осуществил переход от человековедения к человечествоведению. Цивилизация Макондо исчезает с лица земли в результате смерча который астрологически сопоставим с результатом развития цивилизации в эру Водолея, ведь глобальная мировая катастрофа вызывается энергией Урана. В чем состоит грех, за который род Буэндиа постигла такая суровая кара? Роман Маркеса об ответственности одиноких, носителей идей, которым часто безразличны последствия их открытий, за другую часть человечества, свершенцев событий, их вечных оппонентов как бы парадоксально не выглядело подобное утверждение. Повествование строится как реалистичный, беспристрастный анализ хода мировой истории со вполне определенным символизмом отдельных периодов. Попытаемся расшифровать эти символы и интерпретировать их с помощью астрологии. С исторической точки зрения судьба Макондо, история возникновения, расцвета и гибели которого прослеживается в романе на протяжении ста очень концентрированных лет, во многом повторяет судьбу Вавилона; по мнению некоторых критиков, Макондо является его аналогом (само слово Вавилон означает смешение). Не случайно последнего в роду одиноких зовут Аурелиано Бабилонья, что в переводе с испанского означает Вавилонский. С Древним Вавилоном столицей Халдеи тесно связан начальный этап развития астрологии. Впоследствии Вавилон, бывший одним из древнейших и богатейших городов в мире, стал ужасом и посмеянием, городом без жителей, как сказано в библейской книге пророка Иеремии.

С астрологической точки зрения роман интересен в силу трех обстоятельств:

— с самого начала очевидно, что история создания, развития и гибели Макондо представляет собой полный завершенный цикл в разрезе как мунданной, так и натальной астрологии это обусловливается тем, что события в Макондо даются через призму взглядов и отношений членов рода Буэндиа. Основатели рода одиноких Хосе Аркадио и Урсула Буэндиа являются также и основателями города, а жизнь их потомков на протяжении романа самым непосредственным образом взаимоувязана с судьбой города. Время гибели города точно совпадает со временем гибели рода и обусловливается закономерностями, которые привели род к катастрофе;

— род Буэндиа яркий пример проявления в человечестве конфликта времени событий и времени идей, переносимого в законы развития общества. В связи с этим интересно проследить, с какими астрологическими факторами он связан, как проявляется и чем заканчивается;

— сюжетная линия романа построена на предсказании судьбы города Макондо и рода Буэндиа прорицателем и магом цыганом Мелькиадесом, и многочисленные потомки рода пытаются расшифровать пергаменты с этим предсказанием. Последнему в роду Аурелиано Бабилонья это удается сделать в тот момент, когда город превращается в могучий смерч из пыли и мусора, вращаемый яростью библейского урагана, который в одно мгновение уничтожает и сам город, и последнего потомка рода (а современных путешественников как раз и поражают громадные массы мусора на развалинах Вавилона). При этом имеются косвенные свидетельства того, что Мелькиадес мог использовать астрологические методы прогноза, и четкая классификация астрологических символов романа позволяет сделать гипотетический вывод, какие именно. Попытаемся определить дату основания Макондо, для чего необходимо привести хронологию романа в соответствие с реальным временем. Строго придерживаясь текста романа, это сделать можно. Для этого необходимо обобщить астрологические символы, касающиеся момента основания Макондо, увязав их с историческими фактами, ссылки на которые также имеются в романе. К астрологическим символам можно отнести следующее. История создания Макондо является историей города, заложенного в совершенно оторванном от цивилизации, недоступном месте переселенцами, не взявшими с собой из прошлого ничего вещественного; это в прямом смысле слова начало нового адаптационного цикла, борьба за выживание в условиях, где все еще только предстоит создать. Не зря Маркес с самого начала описывает историю создания Макондо как историю сотворения мира: Река мчала свои воды по ложу из белых отполированных камней, огромных, как доисторические яйца. Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем (75). В астрологии это соотносится с новолунием. Причем цикл, начинающийся от новолуния, это цикл взаимосвязи, взаимоотношений двух планет. Но в начале этого цикла, как и любого другого, отсутствует не опыт вообще; решение об основании Макондо уход четы Буэндиа от проблем, которые преследовали их в прошлом, в селении, которое они покинули. Сам поселок, заложенный в труднодоступном месте у каменистой реки, явился материализацией сна главы рода одиноких Хосе Аркадио Буэндиа. Вот как это описывается в романе: Ночью, когда переселенцы в поисках подходящего для основания города места разбили лагерь в долине реки, ему приснился сон, будто на месте лагеря поднялся шумный город. Во сне он спросил, что это за город, и в ответ услышал незнакомое, довольно бессмысленное название, но оно приобрело сверхестественную звучность: Макондо. На следующий день он убедил своих людей, что им никогда не удастся выйти к морю, приказал валить деревья и расчистить в самом прохладном месте возле реки поляну; на ней они и основали селение (75). В тексте романа содержится подтверждение, что сам переход через горный хребет с целью основания Макондо характеризуется сильным влиянием одновременно и Марса, и Нептуна: Никто не позаботился обдумать заранее, какими путями лучше двигаться. Более нелепого путешествия не знал мир (75). Нетрудно заметить, что новые циклы в жизни Макондо имели своим началом исключительно март. Каждый год в марте приходили цыгане с их обязательным новым чудом а впоследствии мы увидим, что именно они явились и косвенными инициаторами вовлечения Макондо в общегосударственную систему, повлекшего за собой его бурное развитие. Март всегда стоял в комнате, где мудрец Мелькиадес зашифровал в пергаменты будущее Макондо, над которыми бились многочисленные потомки рода. В марте в семье Буэндиа родился сын Аурелиано впоследствии полковник Аурелиано Буэндиа, самый известный человек в городе и национальный герой страны, в характере которого одиночество проявилось наиболее сильно и разрушительно по своим последствиям поскольку именно это чувство в течение двадцати лет толкало его на организацию кровавых мятежей и войн. При этом март а именно вхождение Солнца в 0ой градус Овна означает астрологический новый год, завершение прохождения Солнцем одного зодиакального круга и начало другого, и это предопределяет второй цикл, который следует учесть при определении гипотетической даты создания Макондо. К тому же, возвращаясь к аналогии между Макондо и Вавилоном, вхождение Солнца в 0ой градус Овна было принято как начало года в вавилонской астрологии согласно Мировому гороскопу, который определял положения планет на момент сотворения мира. А Мировой гороскоп, как уже говорилось, связан с представлениями о Великом годе, по истечении которого должно следовать обновление мира. Соединив вместе два вышеуказанных цикла, мы можем предположить, что основание Макондо пришлось одновременно на вхождение Солнца в 0ой градус Овна и на новолуние; это косвенно подтверждается аналогией Хосе Аркадио Буэндиа с Солнцем в натальной карте Макондо, и его жены Урсулы с Луной. Теперь необходимо определиться с историческим периодом, к которому можно было бы отнести создание Макондо. Согласно сюжету, реально история (а точнее, предыстория) рода Буэндиа требует возврата в XVI век, когда пират Френсис Дрейк осадил Риоачу, старинный город, отделенный горным хребтом от долины реки, где был создан Макондо. Вот что по этому поводу говорится в романе: Каждый раз, когда сумасбродство мужа выводило Урсулу из себя, она перескакивала одним махом через триста лет и принималась проклинать тот день и час, в который Френсис Дрейк осадил Риоачу. Однако с мужем ее связывали узы более прочные, чем любовь: общие угрызения совести они были двоюродными братом и сестрой (75). Попутно следует объяснить причины, в силу которых Хосе Аркадио и Урсуле пришлось покинуть старое селение. В роду Буэндиа гораздо раньше того, как Хосе Аркадио и Урсула стали мужем и женой, в результате кровосмешения был случай рождения мальчикаурода. Опасаясь повторения родовой трагедии, но тем не менее выйдя замуж за Хосе Аркадио, Урсула стала избегать молодого мужа. Односельчанин Пруденсио Агиляр, неосмотрительно высмеявший Хосе Аркадио, поплатился за это жизнью тот пронзил его копьем. Но Агиляр продолжал являться чете Буэндиа в их собственном доме, тоскуя по живым и испытывая одиночество в мире мертвых это первый симптом одиночества в романе. Собственно, тогда и было решено покинуть старое селение в поисках земли необетованной, чтобы начать новую жизнь на новом месте и не дать развиться вирусу одиночества. Второе указание на то, что основание Макондо можно отнести к началу XIX века, следует из личности бродяги Франсиско Человека, победившего дьявола в состязании по складыванию песен и похожего на огромного хамелеона. Во время появления в Макондо ему было почти двести лет и он пел свои песниновости о странствии по миру, аккомпанируя себе на древнем аккордеоне. Как пишет Маркес, этот аккордеон был подарен ему еще Уолтером Рели (ок. 15521618 гг.) реальным лицом, английским мореплавателем, руководителем нескольких экспедиций в Южную Америку. Таким образом, дата основания Макондо хронологически может относиться к временному интервалу, ограниченному 1801 1818 годами. Среди всех вхождений Солнца в 0ой градус Овна в период с 1801 по 1818 годы (принимая долготу и широту свершения события по координатам Боготы столицы Колумбии) только однажды 21 марта 1806 года оно совпадает с расходящимся новолунием (Луна отстоит от Солнца на 11 градусов). На основании чего мы предварительно до того, как подтвердим это другими астрологическими доводами приходим к выводу, что это и есть время основания Макондо. В этот день вхождение Солнца в нулевой градус Овна произошло ночью, в 1 час 50 минут по местному времени, что может совпадать с вещим сном Хосе Аркадио Буэндиа. Старый (в данном случае очень неоднозначный, трагический) опыт остается за пределами начавшегося цикла, а новый еще не набран как уже подчеркивалось, даже не все вещи имели названия. На что мы должны обратить внимание в первую очередь, чтобы решить вопрос, может ли действительно соответствовать карта, построенная на основе этой символически найденной даты 21 марта 1806 года (карта № 106), космограмме Макондо? На факты, которые обязательно должны найти в ней отражение:

— решение о создании Макондо родилось из сна Хосе Аркадио то есть город, по сути дела, явился результатом его фантазии, воображения, поэтому в космограмме Макондо должен быть выделен Нептун. Кроме того, впоследствии он (Хосе Аркадио) в течение длительных периодов находился, по словам Маркеса, в мучительном плену своего воображения и в конце концов закончил жизнь сумасшедшим, привязанным к каштану, таким об

разом, Солнце и Нептун должны быть взаимно аспектированы. Выделенность Нептуна в карте Макондо предопределена также тем фактом, что на протяжении его существования для всех жителей были характерны разные по длительности периоды забвения и безумия;

— оно же (решение) было вызвано убийством Пруденсио Агиляра и желанием закрыть дорогу из мира мертвых в мир живых ведь в Макондо долгое время не было кладбища, и убитый Пруденсио Агиляр не мог знать адреса Хосе Аркадио (по сюжету, это возможно только с помощью покойника, прибывшего из Макондо). Впоследствии, после первой смерти а первым умершим был Мелькиадес эта дорога открывается снова, и Хосе Аркадио при жизни снова встречается с Агиляром. Таким образом, необходимо обратить внимание на аспекты Марса, Плутона и Солнца; предпочтительнее наличие между двумя последними планетами кармического аспекта;

— проблема одиночества членов рода Буэндиа в романе тесно связана с кровосмешением, и Маркес дает понять, что именно этой причиной и обусловливается финал гибель Макондо. С этого начинается роман в силу того, что основатели рода одиноких были двоюродными братом и сестрой, и этим же заканчивается последний потомок рода, единственный, кто был зачат в любви, появившийся на свет со свиным хвостом и съеденный муравьями, был сыном тетки и племянника Аурелиано Бабилонья. Маркес пишет о запутанных лабиринтах крови, в которых члены рода Буэндиа искали и находили друг друга. Поэтому в карте Макондо должно присутствовать указание на инцест проблему рода на протяжении отпущенного ему столетия;

— и, наконец, главное, на что следует обратить внимание в этой карте: все без исключения потомки рода Буэндиа мужского пола и тому есть многочисленные доказательства в тексте романа принадлежат к двум знакам Рыбам и Овну. Сыновья Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы Хосе Аркадиомладший, родившийся во время перехода через горный хребет, и Аурелиано, первый ребенок, родившийся в Макондо, по описанию автора, совершенно разные. На Аурелиано рассказы мудреца Мелькиадеса сразу же произвели большое впечатление, и он с первого же дня совместных опытов проявил редкие способности к алхимии. Пока отец и Аурелиано пытались выделить золото Урсулы из прикипевшей ко дну котелка массы, Хосе Аркадиомладший проявлял своенравность, предпочитая лучше вызвать гнев отца и даже, как пишет Маркес, его едкую злобу, чем заниматься опытами. Его, четырнадцатилетнего, влекут отношения с веселой, безразличной, насмешливой, бойкой на язык женщиной, умевшей гадать на картах. Впоследствии мы видим, что все, кого называли Аурелиано (а всех мальчиков в роду с небольшими вариациями называли либо Аурелиано, либо Хосе Аркадио), принадлежали к знаку Рыб; они ясновидящие, обладающие редким даром воображения, с выраженными способностями к алхимии и искусству; все они рождались с открытыми глазами и еще до рождения плакали в утробе матери, все они в разные периоды жизни уединенно бились над разгадкой пергаментов Мелькиадеса с зашифрованной тайной их рода. Все, кого опять же, начиная с их старшего сына, называли Хосе Аркадио, Овны, которые отличались порывистым характером, склонностью к азарту несмотря на родительский запрет, один из них снова завел бойцовых петухов, мощным телосложением и большой физической силой, они рано постигали физическую любовь и в романе были отмечены знаком трагической обреченности. Интересно, что об этом астрологически характерном различии потомков рода в виде, почти дословно приведенном выше, в конце романа говорит сам Маркес. Традиция называть потомков в честь знаменитых предков существует издавна, она не случайна и имеет глубокий сакральный смысл. Как писал в своих знаменитых Именах Павел Флоренский, передача имен из одного поколения рода в другое связана с желанием предков обеспечить вечность существования рода через потомков, символизируя его бессмертие (79). Итак, все перечисленные выше и астрологически характерные особенности рода Буэндиа и истории Макондо должны найти отражение в его карте. Действительно, в ней сразу же обращают на себя внимание два стеллиума: в Рыбах Плутон, Марс и Венера, и в Овне Солнце, Луна и Меркурий (а во время перехода через горный хребет у Хосе Аркадио и Урсулы родился первый сын). Солнце находится в соединении с Марсом поединок Хосе Аркадио с Пруденсио Агиляром, состоявшийся в старом селении и окончившийся смертью последнего, и лежит в основе события. Солнце делает с Плутоном полунонагон кармический аспект, который символизирует здесь вынужденное общение с миром мертвых. Плутон делает квадрат к Нептуну в данном случае это может означать, что коллективная воля переселенцев, проделавших тяжелый переход, по существу, оказывается в плену воображения Хосе Аркадио. Они обмануты своим лидером ведь люди искали выход к морю, а он, увидев сон, убедил их, что этого сделать не удастся. Нептун находится в Скорпионе, где имеет статус родства, и во взаимной рецепции с Плутоном в Рыбах. Кроме того, Нептун образует вершину замкнутой конфигурации из двух децилей и квинтиля (так называемой лодки), что еще более усиливает его значимость в карте в такой лодке город и горожане в своих иллюзиях, непонимании существа вещей могут уплыть достаточно далеко. Однако тот же аспект может говорить о событии, потребовавшем большого напряжения, большой воли для гармонизации внутреннего мира четы Буэндиа, обретения ими душевного покоя. Солнце в тригоне с Нептуном опять же, поиск подходящего места не увенчался успехом, измученные переселенцы в растерянности, и город основывается в неясности, куда двигаться дальше фактически, он действительно возникает из сна Хосе Аркадио Буэндиа. Уран в Весах находится в соединении с Сатурном неожиданность решения об основании города, непредсказуемость хода времени и положения будущего города. Наиболее важным моментом является указание на родовой инцест. Репродуктивную функцию представляет пара планет ВенераМарс, причем Марс воля, а Венера желание, внутреннее понимание ценности. В карте Макондо Венера находится в соединении с Марсом в Рыбах, что при диспозиторстве Нептуна определенно указывает на инцест, и это соединение делает полунонагон к Луне аспект, напоминающий об оплате долгов; именно об этом твердит своим потомкам Урсула, которая является Луной своего рода. Кроме того, соединение Марса и Венеры в Рыбах делает биквинтиль к соединению СатурнУран в Весах; члены рода свободны в их понимании любви, но постоянно возвращаются в ситуации, уже произошедшие с предыдущим поколением Буэндиа. Юпитер в Козероге находится в соединении с Восходящим Лунным узлом; такое положение узла привлекает внимание к наиболее значимым целям, которыми руководствовались основатели города. Луна же делает к Восходящему Лунному узлу сентагон кармический аспект, когда внезапное торможение, зажатость, запрет на то или иное действие может сохранить человека, род, но мы видим по ходу романа, что население Макондо предпочитало скорее безумствовать, чем спасаться отсутствием действия. Опять же, как сказано в книге пророка Иеремии: Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю: народы пили из нее вино и безумствовали. Таким образом, найдя в карте, построенной на момент вхождения Солнца в 0ой градус Овна 21 марта 1806 года, всю основную характерную информацию, мы будем считать ее гороскопом Макондо вымышленного города, принадлежности мифа времени. Прежде, чем приступить к дальнейшему анализу, обратим внимание на фактор, роль которого представляется все более важной, Черную Луну. То предположение, которое мы высказали исходя из интерпретации мифа о потере Адамом Лилит и находке Евы, двух ипостасях подсознания, которые символизируют две фазы Луны убывающую и растущую, обрело новые подробности. На новолунии Черная Луна приобретает особую реализационную силу это ценный астрологический инструмент, который предполагают тесную корреляцию земных событий с фактором времени. В натальной карте Макондо, построенной на момент вхождения Солнца в 0 ой градус Овна в марте 1806 года, Черная Луна находится в Козероге, на ее Асценденте. Она представляет собой вершину бисекстиля, в основании которого расположен тригон Солнца в соединении с Белой Луной к Нептуну в Скорпионе. Одновременно Черная Луна делает квадрат к двум планетам времени, находящимся в соединении, Сатурну и Урану в Весах вблизи МС. Все это мощно смещает акцент на значимость Макондо как воплощение некой космической идеи (взаимосвязь Черной Луны одновременно с Ураном и Нептуном) в ходе земного времени (взаимосвязь с Сатурном). Точный квадрат Черной Луны к МС карты в Весах свидетельствует о том, что отцыоснователи города выбрали отличный момент для реализации своего замысла, позволивший сделать его реальностью, но не позаботились о другом сделать своим союзником время. Поэтому сюжет романа разворачивается в условиях конфликта двух времен, порождающего все прочие конфликты, и члены рода Буэндиа бессильны ему противостоять. Теперь необходимо выяснить механизм, который позволяет соединить в прогнозах проблемы города и проблемы рода ведь в романе на протяжении ста лет они буквально переплетены. Для этого определимся с ролью главных героев романа. Особый интерес представляет вопрос, к какому зодиакальному знаку относится сам основатель рода одиноких Хосе Аркадио Буэндиа. И его характер, и его поведение слишком противоречивы. Собрав воедино все характерные описания его личности, строго придерживаясь текста романа, мы видим, что он в равной мере сочетает в своем характере одновременно обе выделенные нами линии характеристики Рыб и Овна. В пользу его принадлежности к знаку Овна говорит следующее: он обладал невероятной физической силой, азартностью в молодости легко валил на спор коня наземь и устраивал состязания бойцовых петухов. У него порывистый, импульсивный характер оскорбленный шуткой односельчанина Пруденсио Агиляра в свой адрес и адрес жены, он больше в запальчивости, чем действительно желая того, пронзил его копьем, что может являться следствием сильного статуса Марса и Солнца. После появления в Макондо государственной власти в лице коррехидора, оскорбленный декретом, предписывающим выкрасить все дома в голубой цвет, Хосе Аркадио в одночасье свергает эту власть он приподнимает коррехидора за лацканы пиджака и выбрасывает его из гостиницы, произнеся очень характерную фразу: Мне легче протащить десять метров живого, чем всю жизнь таскать за собой мертвеца!. Сатурн в Овне в падении и действительно, Хосе Аркадио понимает закон исключительно как свой собственный; в течение приблизительно первых 29 лет существования Макондо власть и порядок в городе он сам и его сподвижники, основатели Макондо. А сумасшествие Хосе Аркадио начинается с того, что каждый день оказывается для него понедельником он видит, что ничего вокруг не меняется, пытается применить принцип маятника ко всем предметам в доме и яростно крушит их, если это не удается. Потом он пытается применить этот принцип ко времени, и, не достигнув желаемого результата в комнате тот же самый понедельник и тот же март, сходит с ума. Однако одновременно в его характере чрезвычайно сильно выражены качества Нептуна и Юпитера. Маркес пишет, что сразу после основания Макондо интересы Хосе Аркадио Буэндиа лежали в сфере благоустройства и расширения жизни общины, в связи с чем сам он пользовался большим авторитетом и уважением. Он сумел устроить поселок так, что дома одинаково освещались Солнцем и путь до реки был равным со всех дворов. Дом его семьи был лучшим в селении. Принцип Юпитера расширение, экспансия сквозит даже в повседневных делах Хосе Аркадио. В период его увлечения изготовлением клеток для птиц он сделал их такое великое множество и населил таким количеством птиц, что его жена Урсула залепила уши воском, чтобы не оглохнуть. На последний из лет его общественной деятельности приходится первое появление в Макондо цыган; они отыскали затерянный в лесах поселок, поскольку все время шли на пение птиц. Демонстрация всезнающим Мелькиадесом свойств магнита, линзы величиной с барабан, искусственного льда полностью изменила жизнь Хосе Аркадио Буэндиа; его интерес к деятельности на пользу общества быстро иссяк и уступил место самоуглубленным занятиям. В мире происходят невероятные вещи, жаловался он Урсуле, а мы тут все продолжаем жить, как скоты. Хосе Аркадио полностью забросил занятие не только общественным устройством Макондо, но и домашним хозяйством, и погрузился в таинственный мир магических опытов с помощью алхимической лаборатории, подаренной ему Мелькиадесом. По выражению самого Маркеса, могучее воображение увлекало его не только за грань, перед которой останавливается созидательный гений природы, но и дальше за пределы чудес и волшебства (75). У него появилась привычка говорить с самим собой, разгуливая по дому и ни на кого не обращая внимания. Это второй симптом одиночества в романе, который характерен уже для главного героя его бывшие сподвижники полагали, что он пал жертвой какогото колдовства. Однако когда в Макондо начался период расцвета и в город в большом количестве прибыли новые поселенцы, Хосе Аркадио Буэндиа потерял интерес к алхимии, по выражению Маркеса, предоставив отдых химическому веществу, и занялся их обустройством. И история повторяется вновь. Новые поселенцы питали к нему огромное уважение. Без его совета не закладывали ни одного фундамента, не ставили ни одного забора. По этому поводу Маркес говорит, что он на время освободился из мучительного плена своего воображения, но потом после смерти Мелькиадеса возвратился в него уже навсегда. Все это утверждает в предположении, что глава семейства Буэндиа действительно принадлежит одновременно и к знаку Овна, и к знаку Рыб, что возможно только в случае, если Солнце в момент его рождения находилось в 360ом градусе Рыб, равном 0ому градусу Овна. Это принципиальный момент, на который следует обратить внимание ведь в этом случае совпадают не только знаки, в которых находится Солнце в натальных картах Макондо и Хосе Аркадио Буэндиа, но и градусы. Это и позволяет в прогнозах полностью соединить проблемы города и проблемы рода. Теперь несколько слов об Урсуле. Зная, что она была двоюродной сестрой Хосе Аркадио и очень переживала по поводу возможных роковых последствий их брака, мы находим в романе, на первый взгляд, одну очень странную фразу, которую и попытаемся в дальнейшем объяснить: Брак между ними можно было предсказать, как только они появились на свет (75).

Действительно, почему вопреки всем законам человеческого сообщества, при изначальном осознании риска, который он нес, брак между двоюродными братом и сестрой предсказывался с момента их рождения? Может ли быть этому хоть какоето разумное, логичное астрологическое объяснение? Попытаемся сделать это с точки зрения астрологии, для чего определим принадлежность Урсулы к знаку зодиака. О чем говорят ее поступки? Прежде всего, о сильном статусе Меркурия в ее знаке. Приводил ли ее муж в порядок город или снова погружался в опыты в своей алхимической лаборатории, Урсула неизменно укрепляла благосостояние семьи, одержимая идеей производства и торговли леденцовыми петушками и рыбками. В дальнейшем, когда в Макондо были проложены многочисленные дороги, Урсула наладила еще и производство бисквитов, доводя себя временами до изнеможения ведь, как писал Дейн Радьяр, меркурианская деятельность сложна и многообразна, и отвлекает на себя все больше сил из общего запаса личности (33). При этом характерно, что Урсула во все вникала и все делала сама разве что с помощью немногочисленной прислуги. Астрологически характерно, что в годы, когда и Макондо, и дом Буэндиа пришли в упадок, Урсула, которой насчитывалось уже более ста лет, видела спасение в том, чтобы раскрыть двери настежь и принимать всех, кто захочет в нем остановиться то есть за счет связей, контактов, качеств Меркурия. Вот чего она никогда не понимала и не разделяла так это алхимических занятий мужа, его самоуглубленности. Урсулу было бы логично отнести к знаку Девы. Однако обратим внимание на описание ее внешности и характера: Эта трудолюбивая, деятельная, серьезная маленькая женщина со стальными нервами, которая, наверно, ни разу в жизни не запела, обладала редким даром находиться с самого рассвета до поздней ночи сразу во всех местах, и повсюду ее сопровождало легкое шуршание накрахмаленных юбок из голландского полотна. Благодаря ей полы, стены и грубая мебель сверкали чистотой, а от старых ларей с одеждой исходил слабый аромат трав. Крепкие нервы и эстетическое чувство наводят на мысль об ее одновременной принадлежности к Весам; кроме того, Урсуле внутренне присуще понимание других людей, упорядоченность в жизненных вопросах, строгая система ценностей через совместные качества Венеры и Сатурна. Она всегда умела настоять на своем, неизменно проявляя вкус и чувство меры, и при этом отличалась особой рассудительностью, примиряя интересы многочисленных потомков рода. После перестройки дома родового гнезда Буэндиа именно Урсуле, вопреки приказу властей перекрасить все дома в Макондо в голубой цвет, терзаемой несправедливостью происходящего, важно было иметь белый фасад (чтобы он был, как голубок). Во время войны, когда того потребовали обстоятельства, Урсула берет власть в городе в свои руки; но, по словам Маркеса, она еще никогда не чувствовала себя так одиноко, как в это время, и потому стала проводить долгие часы в беседах с безумным мужем. Когда Урсуле становится понятной опасность того, что род Буэндиа развивается по совершенно определенным законам то есть воспроизводя не потомков со свиным хвостиком, как она боялась после свадьбы, а людей, в каждом новом поколении которых одиночество только усиливалось, она, как пишет Маркес, повела борьбу с законами творения, чтобы сохранить свой род. Поэтому, по всей вероятности, также, как Хосе Аркадио был рожден в момент весеннего равноденствия, Урсула родилась в момент осеннего, когда Солнце находилось в 180ом градусе зодиакального круга, на стыке Девы и Весов. Тогда, помимо всего прочего, они оказываются с Хосе Аркадио Буэндиа в противолежащих точках зодиака (на оппозиции) и были призваны открыть друг другу ту сторону жизни, к которой особенно тяготели поодиночке. Кроме того, при этом предположении транзитные аспекты планет к Солнцу в карте Макондо автоматически означают аспекты к Солнцу в карте Хосе Аркадио и к Солнцу в карте Урсулы, причем это взаимодополняющие аспекты одного типа. Что же касается ролей Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы в карте Макондо, то надо иметь в виду следующее. По смыслу романа, до появления в Макондо официальной государственной власти Хосе Аркадио замыкал на себе роль Солнца (лидер), Сатурна (основатель, руководитель) и временами Юпитера (когда вел себя как молодой патриарх и заботился об общине). Урсуле принадлежит роль Луны с ее трудолюбием, интересами в сфере деятельности рода, она проявляет яркие черты всего населения Макондо и практически управляет его эмоциональной жизнью. Возмущенная тем, что алхимические опыты мужа лишили ее отцовского наследства золотых дублонов она легко настроила жителей Макондо против цыган, а, лишившись старшего сына, ушедшего с табором, устроила все так, что цыганам вообще не разрешили остановиться в городе, посчитав их за носителей алчности и порока. Третим действующим лицом романа, о котором необходимо рассказать, является цыган Мелькиадес, шифрованные пергаменты которого держат на себе всю сюжетную линию. По описанию Маркеса, это было необыкновенное существо, утверждавшее, что ему известны секреты Нострадамуса и имевшее вид мужчины, обремененного горькой славой. Глаза Мелькиадеса, казалось, видели обратную сторону вещей. Безграничная мудрость сочеталась в нем с ореолом таинственности. В начале романа, когда Мелькиадес еще кочевал с цыганским табором, он демонстрировал различные изобретения ученых мужей, которые оторванные от цивилизации жители Макондо воспринимали как чудо. Когда это были магниты, весь поселок от мала до велика, как завороженный, наблюдал, как к ним притягивались котелки, тазы и жаровни. Предметы, безнадежно потерянные, возникали невесть откуда. Вещи они тоже живые, говорил Мелькиадес. Надо только уметь разбудить в них душу. Впоследствии, во время эпидемии бессонницы и беспамятства, именно Мелькиадес с помощью какогото одному ему известного снадобья спасает город восстанавливает так называемый интермедиарный механизм, представленный парой противоположностей МеркурийЮпитер, и становится, по выражению Маркеса, величайшим благодетелем Макондо. Однако, по нашему мнению, его невозможно отнести к какомуто конкретному знаку зодиака, и вот почему. На наш взгляд, в романе Мелькиадес олицетворяет собой не человека, а энергии трех высших планет одновременно Урана (безграничная мудрость), Нептуна (вопервых, он цыган, демонстрирующий необъяснимые, неочевидные трюки; вовторых, в нем всегда присутствует таинственность) и Плутона (постоянное свободное перемещение между мирами мертвых и живых) перед второй смертью он говорит, что уже умер в болотах Сингапура, а после нее снова возвращается в Макондо незадолго до смерча. Вместе с алхимической лабораторией Мелькиадес подарил Хосе Аркадио Буэндиа астролябию прибор, предназначенный для измерения положений светил на небе, и образцы семи металлов, соответствующих семи планетам. На наш взгляд, Маркес намеренно говорит лишь о семи планетах строго говоря, во время, описываемое в романе, Уран уже был открыт, но жизнь людей Макондо была ограничена планетами септенера. Роль Мелькиадеса в сюжете в том и состоит, что он неожиданно вносит в жизнь обычных людей, живущих по Сатурну, высшие истины, высшие знания, высшие возможности постижения мира, которые в конце концов являются в числе нескольких других причиной гибели некогда сильного рода. Сначала в романе это обычный человек по выражению Маркеса, страдающий от старческих немочей и мелких денежных невзгод, и на это очевидное несоответствие часто обращает внимание сам Хосе Аркадио Буэндиа, понимая, что Мелькиадес в своих познаниях преступает грань дозволенного человеку. Но две фразы, противопоставляющие Мелькиадеса человеку и человечеству, подтверждают нашу догадку. Первая говорит о том, что Мелькиадес поселяется в Макондо, лишенный своей колдовской силы за привязанность к человеку, а вторая касается его предсказания, по выражению Маркеса, приведенного в полное соответствие со временем и пространством человеческого мира. К тому же шляпа, широкие черные поля которой напоминали распростертые крылья ворона, и бархатный жилет, покрытый патиной вековой плесени, по ощущению также выводят его за пределы мира людей. Нигде в романе нет ссылки на возраст Мелькиадеса. Поселившийся в Макондо уже глубоким стариком и принятый в дом Буэндиа, Мелькиадес сначала занимается разгадкой пророчеств Нострадамуса, а потом начинает работать над своими пергаментами. К этому времени он ослеп и оглох, и Маркес пишет, что взамен обычных чувств у него развился инстинкт ориентации, основанный на близких предчувствиях. К этому же периоду относится его разговор с Хосе Аркадио относительно того, что у Буэндиа нет будущего и от рода не останется и следа. Первый будет привязан к дереву, а последнего съедят муравьи, записал он на санскрите в качестве эпиграфа к своему предсказанию. Каким же методом прогноза мог воспользоваться Мелькиадес? В начале романа он кочевал с цыганским табором, ненадолго задерживался в Макондо и поселился в городе приблизительно за двенадцать лет до смерти. Факты, доступные ему, ограничивались относительно коротким временем, когда он лично мог наблюдать за событиями, происходившими в Макондо, однако, согласно сюжету, почти все время Мелькиадес проводил в своей комнате, в отрыве от общественной жизни. Но он мог знать от Хосе Аркадио Буэндиа подробности, касающиеся предыстории и самого момента основания Макондо, и, обладая незаурядными познаниями в области астрологии, воспользоваться ими для построения натальной карты Макондо и последующих прогнозов. Систематизируем астрологические символы, относящиеся к этому вопросу. Примечательно содержащееся в романе указание на то, что Мелькиадес в своем предсказании расположил события не в обычном, принятом у людей времени, а сосредоточил массу эпизодов таким образом, что они существовали в одномединственном мгновении. И еще один важный момент. Когда Мелькиадес ослеп и оглох, другим людям общаться с ним стало практически невозможно и все больше времени он проводил в своей комнате в полном одиночестве. И вряд ли является случайностью тот факт, что перед самой его смертью члены семейства слышат (как удары молотка) однуединственную фразу Мелькиадеса: Равноденствие... Я достиг бессмертия. В последующем, когда все потомки рода, названные Аурелиано, будут стараться расшифровать пергаменты Мелькиадеса, в его комнате всегда будет март это ли не символический ключ к разгадке его трудов? Собрав воедино факты, касающиеся этого вопроса, мы приходим к выводу, что наиболее вероятными методами прогноза будущего рода Буэндиа и Макондо, которым мог воспользоваться Мелькиадес, являются следующие:

— транзиты планет, проанализированные им по методу солнечных возвращений в данном случае возвращений Солнца в 0ой градус Овна, то есть в ту же точку, где оно находится в его натальной карте;

— метод дирекций, рассчитываемых в данном случае путем вращения против часовой стрелки 0ого градуса Овна, выбранного в качестве прогностической точки, и анализ аспектов, которые она образует с планетами в то или иное время; согласно правилам, в астрологии движение против часовой стрелки рассматривается как движение вперед, в будущее. При использовании первого метода следует помнить, что, как уже было установлено, в этом случае карты солнечных возвращений Макондо точно повторяют карты солнечных возвращений основателя рода одиноких Хосе Аркадио Буэндиа (с корректировкой на разницу во времени основания города и рождения человека, на протяжении первой части романа являющегося Солнцем, главой и рода, и города). Кроме того, Солнце в натальной карте Урсулы (Луны своего рода и города) находится в оппозиции к 0ому градусу Овна поэтому использование карт солнечных возвращений позволяет прогнозировать и события в Макондо, и события в роду одновременно. Второй метод, которым мог воспользоваться Мелькиадес для предсказания судьбы Макондо, метод дирекций привлекателен тем, что позволяет как угодно детализировать события во времени. Естественно, что Мелькиадес, посвятивший работе над прогнозом много лет и обладавший сверхестественными способностями, мог воспользоваться самыми детальными соотношениями дирекционной дуги и времени, но той же самой прогностической точкой точкой весеннего равноденствия. В этом убеждает вечный март в его комнате в доме Буэндиа. Как объясняет это Маркес, время в своем движении тоже сталкивается с препятствиями и терпит аварии, а потому кусок времени может отколоться и навечно застрять в какойлибо комнате. Таким образовав, создав из многообразных, относящихся к разным лицам и временным периодам астрологических символов романа определенную систему, мы приходим к выводу, что она сама начинает разворачиваться дальше то есть делая возможным условный, опять же, символический прогноз. Следует отметить, что Маркес довольно методично заботится о том, чтобы в процессе повествования не терялась временная привязка одних событий к другим; не приводя никаких точных дат, он позволяет косвенно через возраст героев, их разницу в возрасте, продолжительности какогонибудь периода (эпидемии бессонницы, войны и т.д.) предполагать время наступления того или иного события. Естественно, это вносит в анализ существенную вариантность. Согласно фактам, Хосе Аркадио Буэндиа убил Пруденсио Агиляра и задумал переход через горный хребет в возрасте девятнадцати лет, а сам переход занял чуть более двух лет. Во время перехода, когда переселенцы, обессилев, преодолевали горный хребет, в семье Буэндиа родился первый ребенок, названный по имени отца Хосе Аркадио, чуть более, чем через семь лет после этого, был рожден второй, Аурелиано, а еще через семь дочь Амаранта. Это указывает на выраженные циклы Сатурна в истории семейства Буэндиа при этом все дети имели квадраты и оппозиции положений Сатурна при сопоставлении их натальных карт. Макондо был основан тогда, когда Хосе Аркадио Буэндиа находился в возрасте 2122 лет; это означает, что его натальный Сатурн образует квадрат с положением Сатурна в космограмме поселка. Как главный организатор перехода через горы и основатель поселка, он тем самым предопределил негативные взаимоотношения Макондо и рода со временем. Знакомство Хосе Аркадио Буэндиа с Мелькиадесом началось в 1811 году, когда цыганский табор впервые раскинул свои шатры за околицей селения Макондо представлял тогда собой двадцать хижин из глины и бамбука. Зная, что незадолго до гибели Макондо примерно в 18951896 годах в город снова придет цыганский табор, можно предположить, что первый и последний приход цыган знаменуют собой определенный цикл. Какой именно? Между ними приблизительно 8485 лет то есть семь циклов Юпитера, почти три цикла Сатурна, цикл Урана и половина цикла Нептуна. Следовательно, Сатурн и Уран в карте солнечного возвращения Макондо в момент последнего прихода цыган встают в свою натальную позицию или находятся вблизи нее, а Нептун находится приблизительно в оппозиции к ней. В этом усматривается определенная астрологическую система, по которой развивается вымышленный город Макондо. Наиболее точным в плане хронологии является период с 1811 года (первый приход цыган) по 18351836 годы то есть время первого цикла Сатурна с момента основания Макондо. Попытаемся посмотреть, мог ли Мелькиадес спрогнозировать события в этот период на основе двух выбранных нами методов прогноза. Дирекции 0го градуса Овна в 18101822 годы делали с Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой и Марсом в основном кармические аспекты 10градусные и полунонагоны; Меркурий в 18111813 годах находился в дирекционном соединении с прогностической точкой это очень кстати можно объяснить тем, что в 1813 году родился главный одинокий будущий полковник Аурелиано Буэндиа. С Юпитером эти дирекции образовали в 18091811 годах (первый приход цыган, в том числе и Мелькиадеса) квинтиль, а в 18171819 (начало дружбы Мелькиадеса и Хосе Аркадио, первое известие о смерти Мелькиадеса) бинонагон. С 1928 до 1838 года дирекции движутся от квадрата с Юпитером к сентагону, в 18311832 году они делают оппозицию к Урану и в 18331834 году к Сатурну. 1811 год начинает собой длительный период по 18341835 годы, когда Солнце в картах солнечных возвращений будет находиться в соединении с Плутоном. Причем с 1811 по 1822 годы это соединение будет сходящимся (естественно, Солнце движется гораздо быстрее, чем Плутон, но в этих картах оно всегда будет зафиксировано в 0ом градусе Овна, поэтому приближается и удаляется Плутон), а с 1823 по 1835 год расходящимся. Примечательно, что период, когда соединение является сходящимся, совпадает с тем периодом жизни Хосе Аркадио Буэндиа, когда он полностью забросил все прочие дела ради занятий алхимией и наблюдений за вращением Земли, хотя при этом оставался безусловным, общепризнанным главой и семьи, и Макондо. Сначала он, весь трясясь, как в лихорадке, опираясь на одни только теоретические доводы, объявил изумленным жителям селения, что земля круглая, как апельсин. В другой раз собрал мужчин Макондо, побросавших все дела, и повел через топи болот и непроходимые леса искать дорогу в цивилизацию, которую, опять же, вычислил теоретически но безуспешно.

В 1818 году в карте солнечного возвращения формируется транзитное соединение Урана и Нептуна, которое делает квадраты к Солнцу в соединении с Плутоном и Венерой, а также Меркурию и Сатурну и оппозицию к Марсу знания человечества, в которые Мелькиадес посвятил Хосе Аркадио Буэндиа, самым пагубным образом повлияли на последнего именно тогда односельчане считали, что он пал жертвой колдовства. И именно тогда цыган подарил ему различные приспособления для занятий алхимией, в том числе астролябию и образцы семи металлов, соответствующих семи планетам. В 1819 году, когда Хосе Аркадио, озадаченному оторванностью Макондо от цивилизации, пришла мысль о переносе поселка в более подходящее место, транзитный Сатурн в карте солнечных возвращений находился в квадрате к его натальному Сатурну, и он только под влиянием Урсулы остается на месте и впервые за долгое время начинает заниматься сыновьями, возникшими для него из небытия. В 18191820 году пришло первое известие о смерти Мелькиадеса. А появившийся в Макондо табор на этот раз символизировал совершенно иное: цыгане перестали выполнять роль, по выражению Маркеса, глашатаев прогресса, став просто торговцами зрелищами (то есть без Мелькиадеса и цыгане входят в круг планет септенера ими движет Меркурий). Их излюбленным трюком становится воздушная циновка. Ведущую роль в семье Буэндиа начинает играть Урсула, одержимая идеей обогащения на леденцах. В следующем, 1821 году, во время очередного прихода цыган Хосе Аркадиосын влюбляется в цыганку и уходит с табором (Марс в точном соединении с Венерой в квинтиле с точным соединением Урана и Нептуна, которое именно до этого года является сходящимся); Урсула пускается на розыски (полутораквадрат Луны с соединением МарсВенера), но, не найдя цыган, воплощает давнюю мечту своего мужа находит короткую дорогу в цивилизацию к большому городу, находящемуся всего в двух днях пути от Макондо (Солнце в соединении с Юпитером). С этого начинается бурное развитие, расцвет Макондо на точном квадрате транзитного Юпитера (находящегося в соединении с Меркурием) к натальному, почти точной оппозиции транзитного Сатурна (также в соединении с Меркурием) к натальному и транзитной Луны к натальной; расцвет, который впоследствии привел к насильственному насаждению государственности и жестких форм экономического развития и вовлекший прежде затерянный в горах и болотах поселок в войны. При этом сохраняется транзитное соединение Урана и Нептуна и впервые за время с момента основания Макондо формируется транзитное соединение Юпитера и Сатурна. Макондо перестает развиваться автономно и постепенно интегрируется в общегосударственную систему. В 1823 году, когда в город интенсивно прибывали новые поселенцы, на расходящемся соединении Солнца с Плутоном и таком же расходящемся соединении Урана и Нептуна в картах солнечных возвращений Макондо Хосе Аркадио Буэндиа вырвался из плена своего воображения и снова стал деятельным, преуспевающим и авторитетным человеком до 18341835 года, пока система власти в городе была в руках его основателей. Интересно, что это, помимо всего прочего, годы завершения полного первого цикла Сатурна с момента основания Макондо, и они точно совпадают с моментом разделения реальной и формальной власти в Макондо до этого времени и та, и другая находились в руках Хосе Аркадио и других основателей города. Символичным завершением этого периода явился бал в доме Буэндиа, подвергшемся основательной перестройке, и знаменательно, что этот бал носил клановый характер (по принципу отделения внутреннего от внешнего) были приглашены только и исключительно основатели Макондо и их дети. В 1835 году, когда Сатурн начинает новый цикл, а Плутон в картах солнечных возвращений выходит из соединения с Солнцем, в Макондо устанавливается официальная государственная власть, появляется первый умерший а им был Мелькиадес и возникает необходимость в устройстве кладбища, потом появляется церковь и церковные обряды то есть все то, что свойственно любому городу. Что же касается других важных для города событий, то, например, начало периода бессонницы в 1827 году когда горожане радовались, что можно не уставая трудиться день и ночь, в карте солнечного возвращения Макондо символизирует соединение Луны и Нептуна в Козероге, а дирекции образуют сентагон с Нептуном.

Период упадка города, когда он уже, по существу, необратимо лежал в развалинах, приходится на промежуток времени между дирекционным квадратом Солнца, бинонагоном Луны (приблизительно 18961897 годы, первый уже известен нам как год последнего прихода цыган; тогда же умерла Урсула) и сентагоном Солнца, полунонагоном Нептуна и квадратом Луны (19051907 годы). Таким образом, момент гибели вымышленного города Макондо скорее всего относится к годам, пришедшимся на этот мрачный период 19051907. Карта солнечного возвращения на 1905 год имеет замкнутую конфигурацию большой крест, который образуют квадраты Урана и Луны, Луны и Нептуна, Нептуна и Солнца, Солнца и Урана. Это кризисная конфигурация, тем более, что в данном случае она соединяет в себе запутанные отношения рода (Нептун в Раке), переменчивость в партнерских отношениях (Луна в Весах), свободу от законов, в том числе законов творения (Уран в Козероге) на сущность, неповторимость самого рода (Солнце). Однако крест воплощение идеи в объективном, материальном существовании. Символично, что все планеты, аспекты между которыми образуют эту конфигурацию, находятся в кардинальных знаках, что и предполагает разрушение. Ведущей планетой в этой конфигурации является Уран в Козероге неожиданность происходящего; кроме того, смерчь, уничтоживший Макондо, естественно соотносится с воздушной стихией. И наконец, Солнце и Луна находятся в оппозиции то есть день весеннего равноденствия в 1905 году пришелся на полнолуние и лунное затмение (вблизи находится Восходящий Лунный Узел). Это вполне могло быть истолковано как роковое предзнаменование учитывая, как мы уже упоминали в начале, что незадолго до этого по небу пролетела вереница сверкающих оранжевых дисков. Нонагоны СолнцеВенера, ВенераПлутон и бинонагон ПлутонСолнце образуют в карте вторую замкнутую и очень жесткую конфигурацию так называемый аркан, возвращающую к проблемам внутренних ценностей (Венера в Тельце). Солнце входит сразу в две конфигурации аспектов большой крест и аркан. А тригон СолнцеМарс в Скорпионе может означать, что Аурелиано Бабилонья (последнему Солнцу своего рода) всетаки удается добиться цели и расшифровать пергаменты с тайной его гибели; тем более, что Марс делает при этом нонагон аспект кармического долга перед родом и самим собой к Урану, планете астрологии. Ведь гибель города в результате смерча, библейского урагана, абсолютно точно совпала с моментом, когда Аурелиано Бабилонья последний оставшийся в живых Буэндиа, проделав огромный труд, расшифровал последний пергамент и за несколько мгновений до смерти понял, что он никогда уже не выйдет из комнаты Мелькиадеса.

Как пишет Маркес, тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды. Чем же можно объяснить одиночество, которому подвержены члены рода Буэндиа? На поверхности вещей и у Рыб, и у Овнов слабым статусом Меркурия, который не только указывает на способность к контактам, но и, по выражению Радьяра, определяет тонус той самой жизни, которая поддерживает и обновляет организм, фокусирует волю Солнца. Он пишет, что именно меркурианская функция развивает основание для сознания и индивидуальности нового уровня, обусловленного действием высших, трансцедентальных планет, и в той мере, в которой Луна является материнской функцией жизни, Меркурий представляет собой материнский аспект ума (33).

В линии Рыб у всех Аурелиано Меркурий одновременно находится в изгнании и падении, оставляя эгоструктуру личности влиянию Нептуна (и, как соуправителю, Юпитера), а в линии Овна у всех Хосе Аркадио во вражде, не давая возможности противостоять влиянию Марса (и, как соуправителю, Плутону). Более пронзительное, но и гораздо более плодотворное, творческое одиночество всех Аурелиано объясняется тем, что экзальтирует в этом знаке Венера, несущая с собой привязанность к чувственной, материальной гармонии. Так, до того, как сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы Аурелиано стал полковником, он в совершенстве овладел полуремеслом, полуискусством ювелира, и, годами не выходя из добровольного заточения в брошенной отцом алхимической лаборатории, изготовил такое количество золотых рыбок с рубиновыми глазами, которых при многочисленных потрясениях хватило для обеспечения существования всем потомкам рода. В Овне знаке всех Хосе Аркадио экзальтирует Солнце; они несут в себе мощный личностный заряд, но не концентрируются на материальных вещах и проблемах. Складывается впечатление, что все члены рода Буэндиа в качестве самостоятельного объекта внутренней ценности всеми доступными способами постоянно воспроизводят, воссоздают собственное одиночество, что в конце концов и приводит род к гибели. Энергии высших планет разрушают время, в котором существуют род Буэндиа и город Макондо и Сатурн уже не в силах выполнять функцию отделения внутреннего от внешнего ни в рамках рода, ни в рамках города. Во время эпидемии бессонницы, начавшейся с членов рода Буэндиа и распространившейся в городе посредством леденцовых петушков и рыбок, торговлей которыми занималась Урсула, принцип Сатурна не сработал бессонница и забвение охватывают все население. Тогда горожане, чтобы не забыть, где и как они вообще существуют, вывешивают два плаката: на въезде в город с надписью Макондо и на центральной площади Бог есть. Разрушение времени приводит к полному разрушению памяти, забвению своего прошлого начиная с. воспоминаний детства и местная гадалка выучивается читать на картах прошлое, как прежде читала будущее. Таким образом, приютив в своем доме Мелькиадеса, Буэндиа обрекли семь описанных в романе поколений рода на цитируем бесплодные поиски великих открытий; одиночество становится единственно возможной формой существования многочисленных потомков, которые соприкасались в загадочной мартовской комнате Мелькиадеса с энергетикой высших планет. Клавдий Птолемей в Тетрабиблосе писал: Все, что достигается с трудом, всегда с легкостью подвергается критике большинства людей (31). Возможно, приведенная астрологическая интерпретация романа несовершенна, но она способна натолкнуть читателей на другие варианты. Зачем нужна работа над толкованием мифов? Не исключено, что существует возможность влияния на историю, изменяя представление о ней и находя в ней новый смысл. Итак, миф это то, что время разрешает взять человечеству в новую цивилизацию, когда погибает старая. Должно быть, Ноев ковчег оказался бы пуст, если бы в нем не затерялось древневавилонское сказание о Гильгамеше; тогда бы вопрос о роли утренней Венеры (и истории присвоения ей имени Люцифера) казался бы нам неразрешимым. Вероятно, та же участь уготована Божественной комедии Данте Алигьери, Фаусту Иоганна Гете и роману Гарсиа Маркеса Сто лет одиночества, стоящему в этом ряду. Представляется, что это произведение представляет собой миф времени, который воплотился в форму повествования о гибели нынешней цивилизации, развившейся от момента крушения прежней, исчезнувшей в эпоху Возрождения, и о том, почему эта трагедия может повториться вновь.

Читать далее: Астрологический анализ и прогноз массовых патологий поведения