астрология времени

Принцип маятника

Законы каждой науки должны быть адекватны ее сущности. Астрология наука символизма, и в ее основе могут лежать только символические законы. Тем не менее она располагает конкретным инструментарием, который делает возможным работу с символизмом любых понятий и категорий в физической, материальной плоскости. Значит, располагая астрологической интерпретацией символизма времен с помощью карт соединений ЮпитерСатурн и УранНептун, мы можем не только выявить закономерности, связанные со сменой творческих эпох, но и расшифровать ожидания, обращенные к людям от Космоса. Открытия Урана, Нептуна и Плутона были сделаны потому, что, как писал Дейн Радьяр, когда человечество стало испытывать нужду в новых символах для обозначения новых возникающих в уме и душе сил, оно обнаружило эти планеты в поле своего зрения (33). Вероятно, символизм высших планет оказался необходим для описания не проблем отдельного человека, а поколенческих, коллективных энергий, которые не были столь характерны для предшествующих времен и представляли собой не правило, а исключение из него. И в том виде, в котором он был выражен в философских концепциях XIX столетия, этот символизм оказался гораздо глубже того традиционного астрологического символизма Урана, Нептуна и Плутона, который читается в древних мифах. Но достаточно удивительным представляется тот факт, что, вопервых, предвосхитили и занялись осмыслением этого символизма не провидцы, а философы, причем опережая сами открытия то есть выступая в роли истинных пророков. Что же такое символы? И в чем состоит роль символов если потребность в обновлении символизма, как предположил Радьяр, возникла лишь на определенном этапе? В Истоках тайноведения говорится о том, что процесс возникновения символов является ответом на одну из важнейших потребностей человека: сделать идею (которая еще невидима) понятной. Символы основываются на оккультных знаках, а оккультные знаки издавна представляли собой звук, жест и букву одновременно. Дальнейшее развитие идеи оккультного знака присоединило к нему ряд новых элементов: числовое значение, геометрическую фигуру, сочетание цветов и магические силы. Именно это в совокупности позволило преобразовать оккультные знаки в символы, которые, помимо своей основной функции сокращения многостепенных толкований различных предметов, стали выполнять главнейшую сокрытия мыслей от посторонних (13). Исследователи символов едины в одном: символы связывают рациональные и иррациональные процессы, реальность и ирреальность. Но в чем состоит разница между этими понятиями? Реализм и ирреализм это способы бытия, которые астрологически соотносятся с планетамиуправителями водных знаков и домов (прежде всего с Луной и Нептуном) и, таким образом, охватывают семью, род, большие массы людей и собственно человечество. Представляется, что вопрос отношения к способу бытия это прежде всего вопрос подсознания. Являясь высшей октавой Луны, Нептун управляет знаком Рыб завершающим верхнюю, социальную полусферу, полусферу теоретического познания, что указывает на ирреальность мира. Рационализм и иррационализм это способы мышления, которые астрологически соотносятся с планетами, являющимися управителями воздушных знаков и домов (прежде всего с Меркурием и Ураном). Представляется, что вопрос способа мышления это вопрос сознания. Наиболее сильный статус Меркурий имеет в Деве, одновременно управляя этим знаком и экзальтируя в нем. Поэтому знак Девы, подытоживающий нижнюю полусферу, полусферу практического опыта, символически решает поставленный вопрос в пользу рационализма. Это тот парадоксальный ответ, к которому пришел Иммануил Кант: существуя в ирреальном мире, человек тем не менее способен получить вполне достоверное знание. Роль новых символов состоит в создании некой мыслительной перспективы для человечества, причем в виде, приковывающем его внимание к определенной проблеме и побуждающем искать такое объяснение явлениям, которое с опорой на старый символизм оказывается невозможным. Иоганн Гете, много занимавшийся астрологией, считал, что посредством толкования символических отражений мира именно отражений, а не его самого происходит познание человеком истины. Он видел роль символа в соединении вымысла (как это близко к кантовскому воображению1.) и реальности и выводил ее из дуалистичности самой его природы. Это хорошо согласуется с высказыванием Карла Густава Юнга (считавшего себя реинкарнацией Гете): Символу всегда свойственен этот двойственный характер реального и ирреального... Символическим может быть то, что включает в себя и иное, ему противоположное (55). Юнг выдвинул идею, что в человеческой психике присутствует общий для всех людей одного пространственновременного континуума трансперсональный аспект. Его содержимое архетипические образы и побудительные мотивы, облекаемые в форму мифов и символов; это объединяет человечество через принадлежность ко времени. Таким образом, в его представлении символы аккумулируют опыт прошлого, могущий проявляться при воздействии неких инициирующих факторов на коллективное бессознательное. Вероятно, что время является одновременно и этим инициирующим фактором, и хранилищем коллективного бессознательного, что и обусловливает двойственную природу символов. Думается, что условно их можно подразделить на две группы:

— первая группа символов отражает вневременные, архетипические категории, уже существующие в коллективном бессознательном; — вторая, так называемые символы будущего, неявные, но весьма характерные черты нового времени, которые только предстоит воспринять и осмыслить с опорой на символы из первой группы. В таком случае гениальность должна нести в себе, как и сами символы, некую двойственность. Наделенный ею человек оказывается способен, вопервых, прочитать символы нового времени, еще невидимые его современникам; вовторых, прочитать сходные символы прошлого времени, уже забытые его современниками; втретьих, соединить их воедино. Именно поэтому Юнг рассматривал мифы как символические системы, обеспечивающие психике морфологический резонанс. Использование символизма творческой эпохи осуществляется по принципу маятника; в нем проявляются одновременно символы прошлого и будущего. При этом те символы, которые представляют собой крайнюю точку при его движении назад, всегда оказываются гораздо более общими, чем те, которые служат крайней точкой при движении вперед. Творческая история человечества идет по пути уточнений, а не открытий. Дух времени, проявляющийся через общественные движения и события, захватывает большие массы людей, но дух времени, проявляющийся через течения в науке или искусстве, касается только творческих людей, способных к конкретизации в осмыслении и словесном или числовом выражении символов творческой эпохи. С помощью немифологической астрологии, понимаемой как совокупность астрологических техник, никогда не удастся проникнуть в сущность того или иного события (хотя можно иметь множество вариантов прогнозов), поскольку в основе события лежит проявление символа или группы символов, которое создает соответствующий аспект. Астрологический резонанс носит в астрологии времени всеобщий и универсальный характер, не привязанный к какомулибо конкретному временному периоду, и символы, выработанные предыдущими эпохами, продолжают существование в коллективном бессознательном и влияют на все стороны жизни. Новая творческая эпоха ставит задачу выработки новой символической системы, заставляет обращаться к последней группе символов, ища сходные, которые могут послужить опорой на очередном этапе интеллектуального и психологического развития человечества. Появление новой идеи в науке или искусстве это изменение законов вербальной логики, это ее счастливая встреча в нужное время и в нужном месте с нужным человеком, что представляет собой трактовку так часто встречающейся в нашей работе конфигурации аспектов под названием .Божий перст.

Таким образом, гений способен читать вдвойне неявные символы когда и те, и другие оказываются невоспринимаемы человеческим сознанием, и переводит их из коллективного бессознательного вне времени и вне психики в плоскость сознания современников. И с этого начинается массовый резонанс на новый символизм, начинающийся со смены времен и воплощающийся в общественных движениях и течениях в науке и искусстве. Помимо всего прочего, Уран соотносится с электричеством и электрическим полем, поэтому ученые и национальные лидеры, откликнувшиеся на символизм времени идей, создают мощные полевые структуры. В них оказываются другие категории людей, непосредственно не реагирующие на дух времени, но имеющие резонансные гороскопы (с выраженными стихиями воздухвода). Это объясняет факты дублирования научных открытий. Известно, например, что Лейбниц независимо от Ньютона и практически одновременно с ним открыл дифференциальное и интегральное исчисление. Попов и Маркони одновременно и независимо друг от друга изобрели радио, а Леверье и Адаме каждый самостоятельно, по возмущениям орбиты Урана, вычислили существование Нептуна, который был открыт Галле. И таких примеров великое множество. В трех составляющих того материала, с которым имеет дело мунданная астрология: время правитель символизм правления просматривается следующая взаимосвязь. Особенности времени воплощаются в личных особенностях правителя, а эти личные особенности предопределяют дух творческой эпохи, которая обусловливает не только выдвижение какихто определенных отраслей наук и искусств, но и стимулы, под воздействием которых они развиваются. Внедрение в символизм творческой эпохи армейского принципа муштры (работатьработать) во время правления Вильгельма I позволило Германии занять лидирующее положение во многих научных сферах. Точно соответствующие друг другу символизм времени идей (обусловленный соединением УранНептун в Козероге) и личностные особенности правителя при благоприятном стечении астрологических факторов (соединение ЮпитерУран, задействованность Восходящего Лунного узла) предопределили смену времен чтобы привести символизм настоящего времени в соответствие с символизмом карт времени событий и времени идей. По всей вероятности, политики, общественные деятели больше резонируют с картой времени событий исключая национального лидера, который, как и ученые, деятели искусства резонирует с картой времени идей. Что же сделали три гениальных немецких философа, поставив в центр своих учений высшие планеты Нептун, Уран и Плутон, символизм которых тонко витал в атмосфере тогдашнего времени? Они уловили этот символизм и объяснили его языком философии, выведя за пределы той науки, которая сейчас использует его в своих интерпретациях, то есть астрологии. Поэтому нет лучшего способа понять символизм высших планет, как изучая труды Канта, Гегеля и Шопенгауэра. Учение розенкрейцеров гласило, что новые символы открываются лишь тем, кто способен изречь их; таким образом, слово является неким магическим инструментом, посредством которого эти символы входят в жизнь. Философская концепция, отражающая новый символизм посредством слов, представляет собой универсальный способ овладения этим символизмом всех тех, кто в этом заинтересован. Кант, Гегель и Шопенгауэр предоставили в распоряжение астрологов весьма ценный символический материал, но астрология, планетасимвол которой Уран на протяжении сразу двух творческих эпох обосновался в Козероге, почти переставшая обращать внимание на философию, не смогла его воспринять. В истории астрологии обращает на себя внимание один интересный факт. С давних времен она делилась на два принципиально разных направления:

—натуральную, изучающую циклы планет, затмения и фазы в их непрерывном развитии;

—юдициарную, делающую суждения на основании составления гороскопов и, таким образом, вмешивающуюся в естественное течение времени. Занимаясь натуральной астрологией, то есть исследуя динамические циклы планет, астрологи имели дело с непрерывным временем. Как только возникала необходимость в построении гороскопа, сразу же приходилось поиному обращаться со временем; попросту говоря, останавливать его. Когда герой Гете, воскликнувший: Остановись, мгновенье, ты прекрасно!, по существу, сделал то же самое, эта магическая фраза отдала его во власть дьявола. Остановка времени явление настораживающее, и это понимание закрепилось почти две тысячи лет тому назад, с возникновением и развитием христианства, когда юдициарная астрология стала преследоваться. На рубеже XVI и XVII столетий именно тогда, когда в соответствии с предсказанием Нострадамуса неизмеримо возросло число астрологов, а сама астрология прочно обосновалась в стенах университетов, против нее стали приниматься папские буллы. Создается впечатление, что тем самым христианская церковь боролась не с астрологией как таковой, а против ее опытов со временем. Но что такое священные писания и другие мифы времени, если не те же опыты со временем? По утверждению известного британского историка Арнольда Тойнби, ни одной из предшествующих цивилизаций не удалось удержаться на наивысшем для нее гребне развития (60). На наш взгляд, это утверждение прямо связано с появлением мифов времени, когда, достигая этого гребня, цивилизация заботится о его фиксации и рождает произведения, которые в символической форме содержат накопления ее эзотерических знаний. Мифы времени очень сложно поддаются восприятию, поскольку при их чтении приходится преодолевать сопротивление времени. Так, интерес к Библии у большинства читателей, поначалу привлеченных ее легендарной мудростью и тайной, угасает довольно скоро, и то же самое относится к другим священным писаниям. Чем дальше в глубину веков относится их создание, тем труднее взаимодействие с текстом. Поскольку мифы времени более других произведений отражают интеллектуальный и психологический уровень человечества на данном витке истории, можно предполагать, что разница между сегодняшним и зафиксированным в мифе уровнями сознания представляет собой вполне материальную категорию плотность времени, существующую по аналогии с протяженностью пространства. Историки и культурологи склонны считать, что начало осмысленного существования нынешней цивилизации (не правомерно ли говорить о минувшей?) относится к VI веку до нашей эры и философской деятельности Пифагора, Конфуция, Лао Цзы и Гаутамы Будды, пришедшейся на то время. Согласно данным таблицы № 2, это время можно соотнести с соединением Урана и Нептуна в 14 градусе Тельца, случившемся в 574 году до нашей эры. В 1307 году, в начале эпохи Возрождения, аналогичное соединение произошло в 14 градусе Скорпиона, завершив тем самым полуцикл времени идей, соотнесенного с зодиакальным кругом. Не положило ли оно начало не новому этапу в развитии уже существующей цивилизации а новой цивилизации как таковой? Со своими собственными целью, закономерностями развития, способами ответа на то, что Арнольд Тойнби назвал Вызовом, и мифами времени? И появление Божественной комедии Данте Алигьери хронологически совпало с крушением старой цивилизации, рождением новой и появлением его собственных проблем, проблем бессмертного пречеловеченья. Артур Шопенгауэр пришел к выводу о существовании двух способов достижения бессмертия: это занятия наукой и искусством, причем содержанием науки он считал понятия (что соотносится с символизмом Урана), а содержанием искусства идеи (что соотносится с символизмом Нептуна). Вспомним, что в эпоху Возрождения признаком ереси, каравшейся сожжением на костре, было рождение новых идей, и таким образом церковь, приведшая цивилизацию к распаду, боролась против самой идеи бессмертия. Может ли обрести бессмертие человек, не способный привнести в мир новые понятия или новые идеи? Да, отвечал Шопенгауэр, если он способен к их потреблению; в процессе пользования продуктами творчества их создатель и потребитель сближаются, ибо приобретают забвение проблем мира материи. Бессмертие это явление, универсальное по своей привлекательности для всего человечества. Его секреты запечатлены в мифах времени, и их исследование представляет собой отдельную науку, позволяющую сличать символизм прошедших времен с символизмом времени настоящего. Карта времени идей определенной творческой эпохи позволяет конкретизировать этот символизм и увязать направление интеллектуального и психологического развития человечества с астрологическими планетарными констелляциями. Однако цикл мировой эволюции содержит в себе не одну, а несколько творческих эпох, и только мифы времени фиксируют общее направление движения цивилизации. Для нынешней цивилизации этим направлением является одиночество, характерное для большинства ученых. Рене Декарт, после пережитой трансформации ума дороживший этим состоянием и сочетавший страсть к идее со страстью к уединению, в течение двадцати лет сменил 24 дома в 13 различных городах, и притом держал свой адрес в секрете даже от близких друзей. Исаак Ньютон с детства любил одиночество, у него не было школьных друзей, и за всю свою жизнь испытывал потребность лишь в двух людях, которых считал друзьями (и то общался с ними путем переписки), и после их смерти оказался в научной и личностной изоляции. Альберт Эйнштейн писал: Страстный интерес к социальной справедливости и чувство социальной ответственности противоречили моему резкому предубеждению против сближения с людьми и человеческими коллективами. Я всегда был лошадью в одноконной упряжке и не отдавался всем сердцем своей стране, кругу друзей, родным, семье. Все эти связи вызывали у меня тягу к одиночеству, и с годами стремление вырваться и замкнуться все возрастало (78). И этому состоянию, которое расценивается как достаточно тяжелое с общепринятых позиций, человечество и обязано своим развитием как способу движения к истине. Одиночество это феномен среди всех прочих человеческих состояний, и искать ему объяснение можно только в мифе времени. Вероятно, что, когда время идей стимулирует развитие какойлибо науки, оно намеренно выводит некоторых людей изпод диктата времени событий. Отсюда можно сформулировать правило: Одиночество как массовая проблема отдельных индивидуумов возникает тогда, когда время хочет приковать внимание к одной из актуальных проблем общественного развития.

Читать далее: Цикл мировой эволюции