астрология времени

Артур Шопенгауэр и открытие Плутона

В 1788 году, когда Кант опубликовал свою вторую критическую работу, Критику практического разума, родился человек, которому также было суждено стать выдающимся мыслителем и в котором конфликт со временем проявился в достаточно резком и даже утрированном виде.

Этот человек, как и Кант, всю жизнь оставался холостяком, но жаждал признания, как Гегель (которого презирал и ненавидел, называя его произведения гегелевской белибердой), и в 18201831 годы (с большими перерывами) даже пытался составить ему конкуренцию, намеренно назначив свои лекции в Берлинском университете на те же часы, в которые читал их преуспевающий тогда творец Абсолюта. Но авторский курс философии этого человека посещало менее десятка слушателей и это в то время, когда студенты толпой ходили за Гегелем, фанатично передавая друг другу каждую его фразу. В молодости этот человек много путешествовал вместе с отцом, известным коммерсантом, а с сорока пяти лет повел уединенную и размеренную жизнь во ФранкфуртенаМайне, в течение почти тридцати лет слывя среди соседей чужестранцем. Те проблески популярности, которыми судьба наградила его в последние десять лет жизни, никак не могут сравниться с влиянием на последующие поколения мыслящих людей. Пока его главным идейным неприятелем был Гегель, этот человек полагал, что причины неудач в существовании и деятельности другого человека. Но когда в 1831 году эпидемия холеры унесла жизнь его конкурента, он понял, что дело не в этом, а в его конфликте со временем. Этим человеком был Артур Шопенгауэр, философ мировой скорби и теоретик вселенского пессимизма (карта № 95). Шопенгауэр жил и работал в то время, которое хронологически соответствует периоду немецкой классической философии. Но его учение сместило акценты от рационализма не к тому вынужденному философскому иррационализму, который Кант сделал инструментом теории познания, а Гегель формой существования Абсолюта; шопенгауэровский иррационализм воплотился в субстанции, лежащей в основе человеческого поведения, превосходящей разум, Мировой Воле. Это требует внесения некоторых дополнений в те характеристики времени, которые уже были даны по картам соединений ЮпитерСатурн 1643 года и Уран Нептун 1650 года, поскольку иррационализм Шопенгауэра тяготеет к обезличенному волюнтаризму, проявляющемуся и в поступках каждого конкретного человека, и требует более детального рассмотрения положения в этих картах Марса и особенно Плутона.

Как уже говорилось, в карте соединения Юпитер Сатурн 1643 года Плутон находится в Близнецах в 8 доме в соединении с Марсом и Луной, вторым управителем 9 дома, и в оппозиции к Нептуну в Стрельце во 2 доме, а все это вместе замыкается в тауквадрат соединением Солнца и Меркурия, управителя 9 дома, в Рыбах. Воля как основа поведения человека остро противоречила морали общества и вызывала неприятие со стороны философской элиты, которую во времена творческого подъема Шопенгауэра являл собой Гегель. Можно сказать, что учение о Мировой Воле принижало значение личности как таковой и присущее умам и сердцам европейцев признание самоценности человеческого существования. Конечно, философия Гегеля также принижала значение отдельной личности но тут же возвеличивала ее в масштабе нации, а вселенской философии Шопенгауэра был в принципе чужд национализм. В отличие от Гегеля, он был совершенно равнодушен к личности Наполеона. Луна, находящаяся в карте времени событий в расходящемся секстиле с соединением ЮпитерСатурн в Рыбах, отстоит от Плутона на 7 градусов, но, тем не менее, через это соединение Плутон косвенно делает гармоничный аспект с самим соединением иррационализм вызревал в сознании общества через катаклизмы и кризисы; к тому же Марс, находящийся в центре стеллиума на границе Тельца и Близнецов, усиливает его приметами волюнтаризма. Как уже говорилось, Плутон является управителем карты времени событий, а в 1 доме находится Уран, который делает нонагон к Восходящему Лунному узлу. Таким образом, радикальные перемены в отношении общества к идее Мировой Воли были возможны только на фоне экономических и политических кризисов. Многообещающе выглядит тригон Плутона с Восходящим Лунным узлом в Весах в 12 доме именно на фоне длительных социальных депрессий учение Шопенгауэра могло вызвать интерес к себе. В карте соединения УранНептун 1650 года Плутон находится в Близнецах в 11 доме и, как уже говорилось, не делает ни одного мажорного аспекта с другими планетами, а в Скорпионе, знаке, которым он управляет, находится Юпитер. Таким образом, проблемы философии накладываются на интерес к человеческой индивидуальности, ее внутренним конфликтам, переносимым в социальную жизнь; а это все вопросы, к которым тяготеет психология. Положение Плутона в шахте, на наш взгляд, говорит о том, что несмотря на актуальность проблем психологии на протяжении периода действия карты времени идей (по крайней мере, до 1821 года, следующего соединения УранНептун), условия для ее самостоятельного развития еще не сложились. Теперь рассмотрим гороскоп Шопенгауэра. Его философия была очень целостной, имевшей вид моноучения и не претерпевавшей впоследствии существенных изменений, а карьера мыслилась только как карьера философа 9 домом его гороскопа управляет Юпитер, его же сигнификатор, который одновременно является управителем 10 дома. Главный труд Шопенгауэра Мир как воля и представление с изначальным ключевым символизмом Плутона был задуман им в 1814 году, в возрасте 26 лет, и в 1819 году его безгонорарно издал Брокгауз. Однако отзывы об этой книге были достаточно малочисленны, и рождения на свет учения об иррациональной основе человека не состоялось. Чем же являлась для Шопенгауэра философия? Сначала реализацией естественной, рано проявившейся потребности мыслить: Меркурий в Рыбах в 1 доме делает трин к Марсу в Раке в 5 доме, и сам Шопенгауэр так описывал процесс своего мышления: Я преследую мысль, как охотник преследует дичь; потом средством уйти от обыденности жизни (оппозиция Солнца, Меркурия и Сатурна к Луне и квадрат Луны к Юпитеру). С ранних лет он ненавидел свет, где вращалась его мать, и светские беседы (Луна в Деве в 7 доме делает оппозицию к Солнцу в Рыбах, находящемуся в соединении с Меркурием в 1 и Сатурном в 12 доме, а Меркурий делает квадрат к Юпитеру в Близнецах в 3 доме). Основные положения его учения неизменно пессимистичны, например: Жизни присущи страдания, или Наш мир наихудший из всех возможных миров. Интересно, что Шопенгауэр обосновывает свои пессимистические взгляды определенным пониманием пространства и времени. Время враждебно человеку; оно обнаруживает тщету любых устремлений и выносит всему свой безжалостный приговор. Пространство разделяет людей и сталкивает их интересы. Таким образом, принадлежа пространственновременному континууму, человечество уже находится как бы во враждебном окружении. Зло коренится в самом мировом начале, и потому происходят вечные повторения трагических состояний. Идею о вечном возвращении в истории развил впоследствии Фридрих Ницше, испытавший на себе влияние Шопенгауэра. В Водолее, знаке открытий там же, где у Канта находится Юпитер в гороскопе Шопенгауэра стоит Плутон, который делает тригон к Юпитеру в Близнецах в 3 доме и тригон к Нептуну, диспозитору Солнца, в Весах в 7 доме. Больше Плутон не делает аспектов значит, его энергетика могла быть реализована только по двум указанным направлениям. Но Шопенгауэр почти не выступал публично, как уже говорилось, эти попытки оказались неудачными знак Льва является включенным, а Меркурий и Сатурн соединены через Солнце. Он не вращался в обществе, снискав репутацию мизантропа, а его философские теории никак не представляли собой соединения разнородных понятий, на что может указывать положение Юпитера в Близнецах в 3 доме, в чрезвычайно слабом статусе. Натальный Юпитер находится в нонагоне с Ураном в Раке в 5 доме, но его работы представляли собой сложнейший синтез трудов античных мыслителей, прежде всего Аристотеля, на которого опирался и Кант, учения самого Канта и восточных религий. Шопенгауэр обладал энциклопедическими познаниями; он отлично знал дренегреческий и латинский языки и читал философские труды античных мыслителей только в оригинале. Он изучал физику, химию, астрономию, биологию, а в философии тяготел к немецкому романтизму с его интуицией разума и восточным учениям о майе и нирване. В его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды. В силу того же нонагона Юпитера и Урана Шопенгауэр отличался слишком бросающимися в глаза амбициями, неприятно поражающими современников, но этот аспект символизирует и некоторые положения его учения, например: В мире явлений все подчинено законам причинноследственной связи, здесь у человека нет и не может быть свободы. Отсюда же парадоксальность философии Шопенгауэра, который посвоему соглашался с отношением к нему критиков: Если ктото с предубеждением относится к парадоксальности какоголибо труда, то это происходит вследствие убеждения, что в обращении находится уже достаточное количество истины. Далее срабатывают тригоны Юпитера к Плутону и Нептуну в домах водной стихии, и Шопенгауэр пишет: Воля к жизни проявляется инстинктивно (64). Примечательно, что Юпитер представляет собой вершину тауквадрата, в основании которого находится оппозиция между Луной в Деве в 7 доме и Меркурием в Рыбах в 1 доме. И это снова возвращает к проблеме фактического провала авторского курса лекций, которые Шопенгауэр намеревался читать в Берлинском университете, его страхе не состояться (в гороскопе две включенные оси знаков: ОвенВесы и ЛевВодолей). И снова обращает на себя внимание роль Черной Луны, находящейся в Козероге в 11 доме, в тригоне к Луне в Деве в 7 доме, в сентагоне к Венере в Овне в 1 доме, в полунонагоне к Восходящему Лунному узлу и в полусентагоне к натальному Солнцу в Рыбах. Но в секстиле к Меркурию. Свою жажду общественного признания и интеллектуальной власти, сравнимой с гегелевской, Шопенгауэр переносил на будущее. Когда Брокгауз отказался опубликовать Мир как воля и представление, он в резкой форме написал ему ответное письмо: Ваш отказ был для меня столь же неожидан, как печален. ...Пускай же мой труд появится в посмертном издании, когда народится то поколение, которое радостно встретит каждую мою строку. А это время когданибудь, да наступит (71). И Брокгауз, сраженный таким аргументом и принявший условия Шопенгауэра, потерпел убытки а большая часть тиража попала в макулатуру. Когда же Шопенгауэра незадолго до смерти спросили, где бы он хочет быть похороненным, он ответил: Это безразлично, они уже сумеют отыскать меня. И запретил высекать на своей надгробной плите какиелибо даты ни рождения, и смерти, будто действительно жил вне времени. Интересно положение и связи Восходящего Лунного узла. Он находится в Стрельце, на МС со стороны 10 дома, и из пяти его аспектов с планетами три аспекта кармические; сентагоны к Луне и Венере (отсюда резко отрицательные взгляды Шопенгауэра на брак) и бинонагон к Меркурию. Юпитер оказывается в соединении с Нисходящим Лунным узлом, который делает бинонагоны к женским планетам и сентагон к Меркурию, диспозитору Юпитера. Такая жесткая заданность хорошо объясняет, что человек, создавший грандиозную философскую систему, не смог создать себе имя и привлечь интерес к своим теориям, обвиняя в этом уже не нравы общества, не Гегеля а время. Гороскоп Шопенгауэра дает ответы на многие вопросы, касающиеся его творчества, но, на наш взгляд, символизм самой Мировой Воли в нем просматривается очень относительно. Плутон делает тригон к Нептуну (но это аспект поколения) и тригон к Юпитеру, но и он держится достаточно долго. Существует ли аспект Плутона с личностными, более быстрыми планетами? Обратим внимание на то, что, согласно учению Шопенгауэра, Мировая Воля проявляется в том, чего хочет человек (дословно, цитируя его самого в хотении). По смыслу этому должен соответствовать аспект между Плутоном и Венерой и снова обнаруживается, что угловое расстояние между ними приближается к 50 градусам, образуя сходящейся полусентагон. Венера и Восходящий Лунный узел находятся между собой в сентагоне, и потому аспект Плутона с Восходящим Лунным узлом можно обозначить, как еще один полусентагон правда, с натяжкой, поскольку в этом случае он расходящийся. Тем не менее эта конфигурация достаточно точно объясняет суть учения Шопенгауэра и его символизм. Но правомерен и другой вопрос: возможно ли, чтобы символизм личного творчества описывался через взаимодействие индивидуального гороскопа и карт времени? В таком виде он встает впервые; однако будем последовательны и рассмотрим взаимодействие гороскопа Шопенгауэра с картами времени, как и в предыдущих случаях. При сопоставлении гороскопа Шопенгауэра с картой времени событий, обусловленного соединением ЮпитерСатурн 1643 года, мы видим, как сильно аспектирован личностными натальными планетами Плутон этой карты, находящийся в соединении с Луной и Марсом в 8 доме и попадающий во 2 дом гороскопа Шопенгауэра:

— вопервых, это квадрат к натальному Солнцу, находящемуся в соединении с Меркурием и Сатурном; в карте времени событий все три планеты оказываются в 4 доме, что, вероятно, требовало от Шопенгауэра проявлений несвойственного ему внимания к проблемам нации;

— вовторых, это секстиль натальной Венеры, управителя 2 дома гороскопа, попадающей из 1 дома гороскопа в 5 дом карты времени событий; это в значительной мере объясняет высокую самооценку владельца гороскопа;

— втретьих, Плутон оказывается в вершине бисекстиля, в основании которого находится тригон соединения ЮпитерСатурн, которое из 5 дома карты соединения попадает в 1 дом гороскопа Шопенгауэра, с натальным Ураном, который из 5 дома гороскопа Шопенгауэра попадает в 9 дом карты времени событий. Гармоничное взаимодействие социальных и высших планет, задействующее Луну карты времени событий (естественно, что в этом случае даже Луна приобретает надличностный характер) и натальный Уран, может говорить о проникновении идей Шопенгауэра в массовое сознание, в стены научных и образовательных учреждений, хотя и в кризисных обстоятельствах. Действительно, после революционных событий в Германии 1848 года и наступившей вслед за этим политической реакции учение Шопенгауэра стало постепенно вводиться в учебные курсы ряда университетов.

В отличие от гороскопов Канта и Гегеля, натальный Юпитер в гороскопе Шопенгауэра аспектируется Ураном карты времени событий, образуя квинконс; при этом взаимодействуют 8 дома обеих карт Уран этой карты попадает в 8 дом гороскопа Шопенгауэра, а натальный Юпитер попадает в 8 дом карты. Это и свидетельство стрессов, тяжелых психологических состояний, которые испытывал Шопенгауэр, отвергнутый обществом, и возможность самостоятельного финансирования изданий поскольку он располагал наследством после смерти отца. Кроме того, квинконс предполагает очень неровное восприятие его философии как уже говорилось, общество подводили к этому кризисы, войны, радикальные политические перемены и разгул политической реакции. Не зря популярность Шопенгауэра неизмеримо возросла накануне и во время Первой Мировой войны. Наложение на гороскоп Шопенгауэра карты времени идей, обусловленного соединением УранНептун 1650 года, прямо указывает на главные моменты в его учении через соединение Марса этой карты и натального Плутона личной (но надличностной по смыслу ведь это не натальный Марс) и коллективной воли. Заметим этот символизм выявляется лишь при сопоставлении двух карт; в гороскопе Шопенгауэра он не виден. Таким образом, символизм учения Шопенгауэра выходит за пределы символизма его индивидуального гороскопа. Что же такое воля в понимании Шопенгауэра? Это не чтото разумное и сознательное, а, скорее, инстинктивное желание жить, тождественное у человека и любого другого живого существа. Воля составляет фундамент человеческой психологии, его неизменную сущность. Сознание нечто случайное, воля незыблемое. Во время тяжелых кризисных состояний, когда разум перестает подчиняться человеку, его спасает воля; разум погибает со смертью человека, но воля остается. Интеллект функционирует по указаниям воли, выступая у человека как ее орудие, как у зверя зубы и когти. Тот сложный синтез достижений в области философии и религии, который осуществил Шопенгауэр, привел к формированию его взглядов как радикального смещения к иррационализму (натальный Юпитер находится в соединении с Плутоном карты времени идей в 11 доме неаспектированным в самой карте). Кроме того, соединение УранНептун делает секстиль к натальному Плутону в 12 доме гороскопа, попадающему в 8 дом карты времени идей, и к Марсу карты времени идей, находящемуся в точном соединении с натальным Плутоном. Натальный Юпитер делает к ним тригон, образуя синтетический треугольник. Войны и революции (Марс карты времени идей) вскрывали, наглядно демонстрировали всю мощь шопенгауэровской Мировой Воли (натальный Плутон в 12 доме). Но в силу неучастия в этой конфигурации личностных планет гороскопа Шопенгауэра от него лично не зависело, будет ли воспринято его учение. И вот тогда, осознав всю парадоксальность собственного положения, Шопенгауэр вплотную подошел к астрологии, никогда ею не занимаясь. Исследуя влияние Мировой Воли на жизнь, он пришел к выводу: Основа человеческих несчастий носит космический характер. Еще один шаг и он бы пришел к астрологии, объяснив свою судьбу через влияние планет.

Соединение СолнцеМеркурийСатурн на Асценденте гороскопа Шопенгауэра попадает в 9 дом карты времени идей. Натальный Меркурий, находящийся в этом соединении, делает тригон к Юпитеру карты времени идей, который, дополняясь тритоном к тому же Юпитеру от натального Марса, замыкает конфигурацию в большой тригон. Все это могло бы способствовать росту авторитета учения если бы натальный Марс не оказывался в 12 доме карты времени идей; в результате новые издания Мира как воли... приносили совершенно не те результаты, на которые он рассчитывал, а философ мировой скорби снискал репутацию достаточно странного человека и продолжал жить чужестранцем. Примечательно, что дирекция МС солярного гороскопа Шопенгауэра, рассчитанная на 1814 год 27 год жизни, когда он приступил к созданию своего главного труда Мир как воля и представление, попадает в 18 градус Козерога. Таким образом, эта дирекция МС оказывается в точной оппозиции к положению Плутона в 18 градусе Рака в карте открытия последнего, случившегося 18 февраля 1930 года. Достаточно далеко отстоящее во времени открытие Плутона по отношению к тому периоду, в котором жил и работал Шопенгауэр, могло предопределить отстраненность современников от его концепций; видимо, они еще не воспринимали символизм далекой, невидимой и неоткрытой планеты. И можно снова сослаться на высказывание Дэйна Радьяра, что до своего открытия высшие планеты действовали только через особо чувствительных и развитых людей, с труднообъяснимой внеличностной тягой к эволюции. От себя добавим: для многих из них как в данном случае эта тяга перерастала в личную жизненную трагедию, обусловливая обстоятельства, которые человек не мог преодолеть.

Читать далее: Астрологические показатели известности и гениальности