астрология времени

Астрологическая основа деятельности святой инквизиции

Представляется, что, говоря об астрологических особенностях эпохи Возрождения, мы сталкиваемся с гипертрофированной работой оси знаков ТелецСкорпион в карте времени идей, обусловленного соединением УранНептун 1478 года. Она вызвана мощным стеллиумом планет в Скорпионе, в составе которого находятся Венера, Уран и Нептун, и противолежащим ему Юпитером в Тельце. Вернемся к мифу о сотворении мира в его языческом варианте. Гея Земля исторгла из себя свою противоположность, мрачный Тартар, и так сформировалась астрологическая ось ТелецСкорпион. Этот символизм проявился в эпоху Возрождения настолько отчетливо, будто речь и шла об очередном сотворении мира. Именно поэтому так остро встал вопрос об отношении человека к природе и использовании магической силы, заключенной в ней, что дало бы возможность на уровне символов противостоять связи человека с дьяволом и использованию его силы. Пантеист Джордано Бруно свел это к исторической необходимости, не видя иного средства спасения для человечества, как признать присутствие Бога в живой природе. Как известно, церковь не разделяла этих взглядов; более того, она сочла их крайне опасными для себя. Однако нередко среди людей, умевших использовать магическую силу природы, оказывались ученые, принадлежавшие к различным монашеским орденам; например, знаменитый маг и астролог, но при этом монахдоминиканец Альберт Магнус (Великий), который считается предтечей гуманистов и натурфилософов позднего Возрождения. Известно, что он прилюдно заклинал змей в соборе Святого Петра в Риме и пытался слить в своих трудах языческую философию с христианской теологией; мир виделся ему наполненным реальными существами и это воплотилось в учение о реальной целостности. Он выработал для себя форму созерцательной медитации технику любовного погружения в живое многообразие творения, и научил ей своих учеников, самым известным среди которых был Фома Аквинский. Помимо постижения тайн растений и минералов, Альберт Великий был отличным астрологом именно ему принадлежит утверждение, что от месяца зачатия зависит судьба человека и направляют ее планеты. Другой знаменитый маг, каббалист и астролог Иоганн Тритемий, также считавший себя учеником Альберта Великого, но живший позднее в XV веке, прямо указывал, что в обществе появились некие силы, которые обращены против природной гармонии и истинной религии на погибель людей (3). Что за силы он имел в виду, не саму ли христианскую церковь? Есть веские основания полагать, что, прежде чем развернуть массовую охоту на носителей ереси, церковь для уверенности в успехе предприятия еще в начале XIII века умело использовала астрологический символизм, и в этом убеждает карта основания (точнее, утверждения папской буллой) ордена Святого Доминика (карта № 1). Как уже говорилось в 1 главе, оно состоялось в 1216 году и пришлось на знаменательную дату, день зимнего солнцестояния (в юлианском летоисчислении 14 декабря, именно в этот день в 1216 году Солнце вошло в 0ой градус Козерога). Примечательно, что на эмблеме Святого Доминика, монахаоснователя ордена, изображалась собака с горящим факелом в зубах на фоне контрастных чернобелых полос, и потому доминиканцев называли псами господними. Нет ли здесь сходства с атрибутами лунной богини ада Гекаты, описанными в I главе? Очень сильное. Представляется, что в основе исторических событий эпохи Возрождения лежит гораздо более сложный символизм, чем видится вначале, и ценный документальноисторический материал предоставляет исследование истоков дьявольских наваждений времени самими инквизиторамидоминиканцами Яковом Шпренгером и Генрихом Инститорисом, названное ими Молот ведьм. Вот вывод, который они сделали: Как естественные, так и искусственные тела находятся под влиянием тел небесных. И естественные, и искусственные тела могут получать от последних скрытые свойства. Отсюда ясно, что эти свойства могут быть здесь использованы дьяволом (65). Таким образом, искусственный символизм воинствующей организации, умело соотнесенный с расположением планет, стал реальным орудием в борьбе христианской церкви против стихийного, природного язычества того времени. Но на чьей стороне выступал дьявол? Если исходить из астрологического смысла карты основания доминиканского ордена, который составлял цвет инквизиции, очевидно, что церковь усиленно тянула его на свою сторону. Асцендент этой карты находится в Стрельце, Юпитер, ее управитель, в Овне в 4 доме, а Марс, сигнификатор 1 дома, в Стрельце в 12 доме; этим обеспечивается взаимная рецепция двух планет огненной стихии идеологической и карающей в двух взаимосвязанных домах. Вторая планета христианства Меркурий близка к Асценденту и имеет Юпитер своим диспозитором; при этом Асцендент является мидпойнтом между Меркурием и Марсом, а Марс делает квадрат к Плутону в соединении с Восходящим Лунным узлом во Льве на куспиде 8 и 9 домов. Вероятно, Джордано Бруно, будучи монахом доминиканского ордена, в прямом смысле прошедший крещение огнем, отлично понимал символизм происходящего и потому произнес перед казнью: Жечь не значит опровергнуть. Так же не случайны названия его знаменитых лондонских диалогов, например, первого из них Пир на пепле. Гонения коснулись многих еретических сект и даже целых орденов, особенно владевших солидным богатством. Объясняя жестокость, с которой церковь вела борьбу с разнообразной ересью, папа Григорий IX в своей булле от 1233 года так описывал ритуал отхода от христианской веры: При посвящении новичка тот должен был высосать слюну огромной лягушки и потом целовать ее в брюхо. ...Наконец являлся человек, у которого верхняя часть тела блеском своим затмевала Солнце, а нижняя часть походила на кошачью. Это был Люцифер, которому секта служила обедню (13). Как видно, папская булла, призывая к крестовому походу против еретиков, имела и другую цель упрочения христианского символизма за счет дискредитации языческого.

Отметим: МС карты основания доминиканского ордена в 30 градусе Девы делает точный секстиль, а Восходящий Лунный узел в 30 градусе Льва квадрат к будущему (по отношению к дате этого события) соединению еще не открытых планет Урана и Нептуна 1478 года в 30 градусе Скорпиона. Уран в этой карте находится в соединении с Прозерпиной, одной из возможных ипостасей Гекаты, в Весах в 10 доме. Поэтому, как представляется, в этой и других картах того времени правомерно рассматривать высшие планеты, которые, несмотря на свой невидимый опыт, играют реальную и вполне соответствующую своим качествам роль. Сопоставим с картой основания доминиканского ордена признаки эпидемии демонизации, охватившей в эпоху Возрождения целые государства. Они состояли в следующем:

— в ритуалах и обрядах сектантских религиозных групп, отошедших от христианской веры, появлялись животные в большинстве своем земноводные, соотносимые с Луной и олицетворяющие собой принцип изменения во времени и времени как такового; в древних эзотерических учениях они выступали, фактически, как символ обожествления времени. Так, лягушка, упомянутая в булле Григория IX, была особо чтима египтянами поскольку зарождалась в иле священного Нила накануне его разлива. Однако для обывателя того времени было составлено заклинание с явным контекстом греховности животного мира и природы как таковой: Изыди, исчадие лжи, изгнанник из среды ангелов; изыди, змея, супостат хитрости и бунта; изыди, дух ереси, приговоренный к вечному огню; изыди, изгнанник рая, недостойный милости божьей; изыди, бешеная собака, дьявольская ящерица (65). При этом 6 дом карты времени идей, который курирует вопросы мелких животных, управляется Венерой и Меркурием, которые находятся в Стрельце и делают оппозиции к Черной Луне;

— среди жертв ведьм (а демонические черты быстро приобретают практически все женщины, поэтому после работы карательных отрядов инквизиции в небольших городках оставались в живых дветри особы женского пола) фигурировали некрещенные младенцы, из крови которых ведьмы якобы изготовляли мази и иные снадобья. В карте основания инквизиции Луна в Водолее во 2 доме формирует оппозицию к Плутону в соединении с Восходящим Лунным узлом во Льве на границе 8 и 9 домов, что указывает на жестокость потенциальных ведьм и пресечение связи между поколениями, поставившее под угрозу будущее;

— ведьмы отравляли пищу и иногда целые поля, то есть выступали как отравительницы; собственно говоря, процессы над ними инспирировались в связи с малефицием, нанесением вреда части населения, сохранявшему верность христианской вере. Однако граньмежду теми и другими все больше стиралась. Первым папой, заподозренным в связи с дьяволом, был Иоанн XXII, занятый поисками змееобразного рога, с помощью которого можно было всюду отыскивать яд и таким образом избегать отравления. В карте основания доминиканского ордена это иллюстрирует оппозиция Нептуна в Овне в 4 доме к Сатурну в Весах в 10 доме, образующему соединение с Ураном и Прозерпиной, в секстиле к Черной Луне и в тригоне к Венере в Стрельце в 1 доме;

— доносы превратились в способ зарабатывания на жизнь; как пишут Шпренгер и Инститорис, дьявол стал предметом добывания средств для самых разнообразных слоев (65). Материальная под кладка процессов во имя чистоты религии отмечалась еще Карлом I Великим, который в одном из капитуляриев от 811 года обвинял духовенство в использовании веры как способа приобретения материальных благ. Церковь завладевала имуществом осужденных, но продавала индульгенции (разница символизма Венеры в Весах и в Тельце). В церемониальной магии дух Венеры, вызываемый адептами, описывается так: Признак резвящиеся у круга девушки; в исключительных случаях одежда белая или зеленая, цветы, трава (13). Вот он, символизм площади Цветов того места в Риме, которое было выбрано для сожжения Джордано Бруно;

— желая вести научную борьбу с дьяволом, король Англии Яков I учредил фонд, из которого финансировались аналитические исследования студентов факультета теологии Кембриджского университета с дьявольской тематикой; при этом Плутон в соединении с Восходящим Лунным узлом во Льве на куспиде 8 и 9 домов делает квадрат к Марсу в

Читать далее: Стрельце в 12 доме