астрология времени

Явление общественного резонанса

Говоря о соответствии человека и времени, мы как бы рассматриваем действие некой функции, уравнение с двумя неизвестными. Никто не знает, что такое человек, и никто не знает, что такое время. Философы античности считали человека ключом к загадке жизни, что, помимо древней мудрости: Познай себя нашло воплощение еще в одном утверждении: Собственный предмет изучения человечества есть сам человек. На вопрос, что такое время, у них не находилось скольконибудь удовлетворительного ответа. Тем не менее жизнь предоставляет нам большое количество примеров несоответствий подобного рода людей, выдвигающих идеи, явно противоречащие своему времени, ощущающих себя непонятыми современниками и даже лишними, и наоборот когда тот или иной человек олицетворяет собой целую эпоху. Возможно, взаимосвязь человека и времени недооценивается, однако она существует и особенно сильна у выдающихся людей. В Истории неба Камиля Фламмариона (со ссылкой на Плутарха) говорится о древней вере друидов в то, что души великих людей (достигнувших так называемого круга свободы, или круга блаженства) настолько тесно связаны с нашим кругом (кругом странствий, или необходимости, заключающем в себе все степени испытаний), что ни одна из них не может выйти из него, не нарушив равновесия. Плутарх свидетельствует, что, находясь на одном из островов Великобритании, он попал в страшную бурю, разразившуюся совершенно внезапно, и жрецы, единственные обитатели этих священных мест, тотчас объяснили это явление, уверяя, что на земле образовалась пустота вследствие отхода к праотцам одной из великих душ (40). Христианство также использовало подобную аллегорию согласно Священному Писанию, мир погрузился во мрак с последним вздохом Христа (согласно другой легенде, в этот момент произошло сильное землетрясение). А день сожжения в людном месте Рима с романтичным названием Площадь Цветов Джордано Бруно 17 февраля 1600 года считается датой окончания большой исторической эпохи эпохи Возрождения. В астрологии существует правило: чем ярче личность, тем точнее работает гороскоп. Поэтому в работе с длительными историческими периодами речь пойдет о взаимоотношениях со временем именно выдающихся людей, способных воспринимать и отражать символы творческих эпох. Кроме того, их способность взаимодействия с символизмом творческих эпох является фактором, питающим астрологический интерес к проблеме известности и гениальности, а биографии дают возможность более или менее объективно сравнивать, какое место они занимали при жизни и какое после нее, в творческой истории человечества как таковой. До сих пор все попытки выявить факторы известности и особенно гениальности непосредственно из гороскопов выдающихся людей потерпели фиаско и были признаны несостоятельными. Некоторые исследователи этого вопроса полагают, что должен существовать гороскоп более высокого порядка, некая надличностная матрица, и указанные факторы можно выявить путем синастрического сопоставления с этой матрицей гороскопа того или иного человека. Однако очевидно, что этом возникнут те же самые неразрешимые проблемы, например, проблема астроблизнецов; очевидно также, что карта, полученная наложением индивидуального гороскопа на гороскоп более высокого порядка, снова будет одинаковой у большого числа людей. Так как же подойти к решению этой проблемы; и вообще решаема ли она в принципе и решаема ли она с помощью астрологии? Естественно, проблема соответствия человека и времени касается не бытового, а идейного среза человеческой жизни; те люди, которые не выходят за пределы обыденного, в конфликт со временем не вступают. В астрологии до сих пор подразумевалось, что само время нейтрально оно не выступало в качестве отдельного фактора, способного оказать какоелибо значительное влияние на формирование человеческой личности или исследуемое событие (рождение человека или начало события представляли собой лишь застывший транзит). Однако транзитные расположения планет не само время; они складываются в уже существующем времени. С точки зрения непрерывности человеческой истории выделить хотя бы скольконибудь обоснованное начало времени достаточно затруднительно. Но оно должно существовать. Ведь если бы устремления человека напрямую подчинялись влиянию транзитов планет, он не смог бы додумать до конца ни одной мысли, довести до конца ни одного дела и важного начинания. Совершенно очевидно, что, точно также, как его собственный гороскоп является пожизненно играющим фактором, так и дух времени, обусловливающий длительное влияние на множество людей, родившихся под его началом, неугасаюиций интерес к одной и той же новой проблеме, способен сохраняться более или менее продолжительное время в устойчивом виде. Многие астрологи исходя из своей практики вынужденно расстаются с мыслью, что время является нейтральным фактором, и тем или иным образом пытаются увязать с ним возможности человека. Так, американский астролог Энтони Льюис в работе Стратегия бизнеса при Луне без курса замечает: Возникает впечатление, что успешные люди обладают способностью интуитивно, не обращаясь к гороскопу, выбирать для своих действий астрологически благоприятное время. У них есть дар правильно встраиваться в поток времени. Но существуют люди, которые, что бы они не начинали, ухитряются выбрать для этого наихудшее время (14). А Нэнси Хастингс в книге Время вспоминать (вторичные прогрессии), говоря о расположении планет в космограмме под названием Брызги, пишет: Если вы имеете карту такого типа, вам трудно выделиться в одной определенной сфере, так как вы склонны разбрасываться в своих талантах и способностях. Вы человек эпохи Возрождения (41). Чтобы както разделить клубок человеческих проблем, попытаемся их классифицировать. Представляется, что в человеке потенциально заложены три конфликта:

Первый с самим собой, что показывает анализ космограммы и гороскопа, в том числе сравнительный. Второй с окружением в широком смысле этого слова; к предыдущему источнику анализа добавляются гороскопы тех, с кем человек общается на протяжении своей жизни. И третий, неразрешимый и на сегодняшний момент практически не объяснимый ни одной наукой, в том числе и астрологией, это конфликт со временем, в котором он живет и работает. Если конфликты с собой и с окружением (ими современная астрология занимается довольно успешно) во многом вызываются психологическими комплексами или явным несовпадением врожденных потенций тому набору характеристик, которые человек должен проявить в реальных жизненных обстоятельствах, то конфликт со временем вызывается совершенно иными причинами. Их осмысление напрямую связано с успешностью создания портрета самого времени, но сейчас никто в том числе и астрологи не видит его истинного лица. И опять же: чем сильнее человеческая индивидуальность, чем сильнее в человеке творческое начало, тем сильнее может проявиться сам конфликт. Если, например, какаято область искусства или науки поэзия, философия, а также любая другая в определенный период времени не пользуются общественным спросом или если идея, лежащая в основе трудов определенного человека, противоречит той, которая доминирует в научных кругах, то совершенно очевидно: независимо от того, какую ценность все это может представлять само по себе, современниками воспринято оно не будет. Роль личности в истории нельзя определить сразу, да и впоследствии она оценивается далеко не однозначно. Поэтому гениальность можно рассматривать только как известность, отсроченную во времени ведь только спустя достаточно продолжительное время можно объективно судить о том, продолжают ли жить идеи, которые выдвигал тот или иной человек. С точки зрения прикладной астрологической науки (как, впрочем, и общественных наук, ощущающих его влияние), время фактор совершенно не исследованный. Карл Густав Юнг писал о взаимодействии человека и времени как о взаимодействии двух начал, выразив идею в известном афоризме, что все процессы, в том числе и человеческое существование, наделяются значением качества времени, под которым они начинаются (26). Началом существования человека принято считать момент его рождения, который астрологически представлен индивидуальным гороскопом. Но что считать началом времени, идея которого проявляет себя на протяжении определенного периода? По нашему мнению, с целью выделения социально значимых периодов, подчиняющихся определенной идее, то есть создания портрета времени нужно анализировать взаимосвязь циклов социальных планет ЮпитерСатурн и высших УранНептун. Реализовать такой подход и означает астрологически разделить единое время на два: время событий и время идей, представив каждое из них через качества и характер планет, формирующих тот или иной цикл. Взаимодействие времени событий и времени идей осуществляется в процессе развертывания циклов, начиная от их соединения, и представляет собой повторение архетипического цикла взаимодействия СолнцеЛуна. Итак, нами рассматривается продолжительность времени мировой истории, представленная картами соединений двух пар планет: юпитерсатурн и ураннептун, и через них относительно независимыми временем событий и временем идей.

Читать далее: Юпитер и Сатурн